я могу Слушать и слышать
Начиная в неудаче виноватого искать, опасайся слишком близко приближаться к зеркалам
Ольга Фадеева
Все записи
текст

Тот, кто гулял сам по себе

Все думают, что собаки произошли от волков. Кажется, в этом много правды. Но от каких именно, да и от волков ли? Когда была одомашнена собака, а может, она была «домашней» с самого начала? Давайте разбираться.
Тот, кто гулял сам по себе
     Во-первых, с какого «начала»? Судя по археологическим находкам, собаку одомашнили первой из всех четвероногих друзей человека. Не так давно считалось, что это произошло не позже 15–17 тыс. лет назад. Но в 2009 году были опубликованы сенсационные данные о находке в бельгийской пещере Гойе – радиоуглеродный анализ показал, что в ней покоится собака возрастом 36 тыс. лет! Есть и другие свидетельства существования древних псов. Например, наконец-то датировали череп, найденный в Разбойничьей пещере на Алтае еще в 1975 году. Выяснилось, что ему 33 тыс. лет. А в районе археологического памятника Пршедмости в Чехии найдены кости собаки возрастом 31 тыс. лет. В общем, оказалось, что четвероногие друзья сопровождали наших предков чуть ли не на заре появления Homo sapiens (что произошло, по разным оценкам, от 200 тыс. до 45 тыс. лет назад). 
Местоположение находок древнейших собак в Евразии (8,5–17 тыс. лет назад; серые кружки); пятиугольниками выделены пещеры – Разбойничья и Гойе (33–36 тыс. лет назад), www.antropogenez.ru
И, кстати, не исключено, что представители Canis lupus familiaris – собаки – были спутниками не только «сапиенсов», но и неандертальцев. Прямых свидетельств этому нет, но вышеперечисленные находки в Европе и на Алтае такую возможность не исключают. Всем известно, что наши «двоюродные дядьки и тетки» (неандертальцы) из всех уголков голубой планеты облюбовали именно Старый свет и то и дело захаживали в алтайские пещеры. Поэтому есть все шансы, что хозяевами первобытных тузиков были именно они. Но это не точно.
Как не точно и то, что найденные останки собак – прямые предки современных. Ископаемая ДНК плохо сохраняется, поэтому на исключительную достоверность рассчитывать не приходится. Да и современные породы собак исследованы далеко не все – есть вероятность, что среди них затесалась та самая, увенчанная сединами тысячелетий.

УЧЕНЫЕ СКЛОНЯЮТСЯ К МНЕНИЮ, что попытки одомашнить древнего волка были многочисленны и происходили независимо в разное время и в разных частях света. Может быть, эти животные скрещивались между собой, а может, и нет. Современная же собака (несущая в себе гены древних сородичей или возникшая сама по себе), по данным американского исследования 2015 года, появилась в Центральной Азии. Хотя в том же году другие результаты показали, что в Восточной. Когда именно – ученые пока так и не определились, ранее считалось, что это произошло в промежутке от 11,5 до 16,3 тыс. лет назад, сегодня – вплоть до 33 тыс. лет назад. 
Радиоуглеродный анализ показал, что в бельгийской пещере Гойе покоится собака возрастом 36 тыс. лет! Фото: www.thoughtco.com
Кто их одомашнил? Вероятно, все же наши предки (неандертальцы вымерли порядка 28 тыс. лет назад). Но что означает «одомашнил» и кого именно? Вот тут начинаются вопросы. Казалось бы, признаки животных, склонных к доместикации (одомашниванию), давно определены. В первую очередь, это социальность – зверь должен любить общество себе подобных как муравей, а не как медведь. Немаловажный признак – иерархичность с доминированием отдельно взятой особи (чтобы человек занял место последней). Потенциальный питомец должен обладать пониженной пугливостью и агрессивностью по отношению к человеку. Кроме того, животное должно быть довольно слабо «вооружено» – одомашнить зайца совсем не то же самое, что одомашнить носорога. Хорошо бы, чтобы зверь мог есть что попало – в науке это называется неспециализированный тип питания. Это попросту удобно – можно давать, по сути, объедки со стола. Желательно, чтобы у него отсутствовало территориальное поведение, а то не оберешься проблем – трудно завести ему подобных, да и кочевки с места на место его вряд ли обрадуют. Здорово, если зверь будет не слишком быстр, чтобы иметь возможность его поймать. Животное не должно иметь сложных ритуалов ухаживания и излишнюю любовь к моногамии – опять же, неудобно разводить и содержать. Ну и еще несколько важных нюансов, таких как: быстрая скорость размножения (чтобы не помереть с голоду, пока сформируется отара овец), рождение зрелых детенышей или их стремительное взросление (чтобы не надо было ухаживать), отсутствие спячки. 
Наскальный рисунок «Человек с собакой», горный массив Тадрарт-Акакус в пустыне Сахара, Ливия
ПОНЯТНО, ЧТО ЕДВА ЛИ найдется животное, которое соответствовало бы всем «стандартам». Но это и не нужно. Ведь те же кошки ценились нашими предками вовсе не из-за своих «питательных» свойств, а потому что охраняли урожай от грызунов. А пчелы могут спокойно ложиться спать на всю зиму – летом они все равно принесут мед. 
Обладали ли древние сородичи собак большинством этих качеств? Безусловно. Обладают ли ими современные волки? Не совсем. «Современного волка одомашнить очень сложно, так как он прошел отбор и стал очень жестким и недоверчивым по отношению к человеку, – рассказывает в одной из своих лекций Александр Власенко – известный исследователь собак, заведующий учебной лабораторией кафедры анатомии и гистологии Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологий им. К. И. Скрябина. – Отдельные случаи – скорее исключение из правил. Хотя, возможно, где-нибудь в Индии, где давление на волка низкое, он мог сохранить другие поведенческие модели. Сейчас даже гибридизация собак с волками крайне затруднена, потому что волки стали жить дальше от человека и не подпускают к себе. Молодые волки не очень агрессивны, но как только им исполняется 3–4 года – они становятся неуживчивыми. Впрочем, отдельные случаи жизни человека в волчьей стае, конечно, есть». (Об этом читайте в интервью с Ясоном Бадридзе в «ММ» № 8 за 2012 г. – Ред.) 
Скелеты человека и собаки, обнаруженные под развалинами дома возрастом 12 тыс. лет на севере Израиля. www.sciencemag.org
ОДОМАШНЕН ЛИ БЫЛ древний сородич собаки? Если исходить из поведения и внешнего вида современных псов – несомненно. Но мы мало что знаем о его прошлом. 
«Несмотря на то что общеизвестно, будто собака произошла от волка, – пока это всего лишь гипотеза. Известная американская исследовательница собак Джанис Колер-Мацник считает, что наиболее вероятно то, что собака произошла от дингообразного предка – плейстоценового волка», – говорит Александр Власенко. Сам он не разделяет полностью ни классическую, ни новаторскую точку зрения. Вопрос и в самом деле спорный. Некоторые исследователи считают, что уж кто-кто, а современный серый волк, которого мы знаем по русским народным сказкам, предком собаки точно не является (хотя многие называют прадедушкой тузиков именно его), поскольку сформировался под воздействием так называемого антропогенного прессинга – человек начал истреблять волка с тех самых пор, как стал разводить скотину, на которую покушался санитар леса. Волкообразные вообще всегда были приставучими. Не исключено, что предки собаки в свое время сами «навязали» свое общество нашему роду, подъедая то, что оставалось от человеческих трапез. Наши же предки, вероятно, смекнули, что непрошеные гости могут быть неплохими защитниками от других, более свирепых хищников. А еще они отлично «убирали» все отходы человеческой жизнедеятельности и даже могли согреть в холодную ночь. 
Художник: Zdenek Burian, www.1zoom.ru
Не исключено, что древние сородичи собаки были не такими уж грозными – разве что слегка. Возможно, собак даже не надо было долго и упорно одомашнивать. Ведь есть же сейчас австралийские аборигены, которые берут щенка дикой собаки динго, выращивают его под своей крышей, и – вуаля – домашняя собака готова. Об этом же говорит и Александр Власенко: «На мой взгляд, наиболее похожа на то, что было до доместикации собаки, – волкообразная собака Вьетнама. Потому что по фенотипическим параметрам (совокупности характеристик, присущих индивиду на определенной стадии развития. – Авт.), которые удалось изучить, она ничем не отличается от волка. Если мы возьмем ее скелет, то не сможем отличить ее от волка. И, возможно, похожей на первопредка можно назвать динго – китайский и в большой степени австралийский вариант». 
Как узнать, одомашнен тот или иной зверь или нет? Для этого тоже есть множество критериев. Взять хотя бы вислоухость, которая возникает у многих доместицированных животных: охотиться за добычей или спасаться от врага уже не надо – все сделает человек, поэтому можно расслабиться и больше не «держать ухо востро». Но такая черта появляется далеко не у всех. Если же выделять обобщенные признаки, то это, прежде всего, увеличивающаяся изменчивость; появление «детских» черт во внешности и в поведении (нет «стимула» взрослеть); изменение пропорций тела, как правило, в сторону уменьшения; изменение окраски и структуры покрова (опять же, в сторону большей изменчивости, так как домашнему питомцу уже нет резона адаптироваться к окружающей среде); уменьшение головного мозга (да-да, и это печально) и полового деморфизма (когда самки становятся похожими на самцов); притупление чувствительности органов; снижение агрессивности и увеличение послушаемости; ослабление неофобии (боязни нового); потеря сезонности размножения и повышение плодовитости. 
Фото: www.nlo-mir.ru
СОБАКА ВЬЕТНАМА не так уж похожа на привычного нам волка, но при этом имеет больше генетических сходств с ним, чем гибриды волков и собак. Есть собаки, которые сохранили внешность волка, но их ДНК сильно отличаются. Это означает, что одомашнивания как такового – с долгим приспособлением к человеку, с изменением генов – могло и не быть. Вместо него могла быть обыкновенная социализация на человека – вероятно, поведение древнего волка позволяло адаптировать его к обществу Homo sapiens так же легко, как сегодня это происходит с дикой собакой динго. Не исключено, что де-факто это была уже собака, а де-юре – еще волк. 
Не говоря уже о том, что ископаемые кости собаки порой совсем непросто отличить от волчьих, и наоборот. Мягкие ткани сохраняются очень плохо, а скелеты даже волков одного вида могут существенно различаться.

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕНЫХ из Калифорнийского университета, проведенное в 2007 году, показало, что предки собаки отделились от предков волков порядка 135 тыс. лет назад. Между тем, все подвиды волка способны скрещиваться с собакой. Мало этого, от 5 до 40 % европейских волков, на самом деле, считаются вовсе не волками, а гибридами таковых с друзьями человека. То же самое в отношении пород собак – они бывают гибридами. Но вообще все представители рода «волк» могут давать общее потомство – даже шакал с койотом, хотя ареалы у них, мягко говоря, не пересекаются. 
Собака Фрейя и волк Эту, научно-исследовательский Центр волка, Австрия. Фото: Rooobert Bayer, www.eurekalert.org
То есть предком собаки, безусловно, была некая разновидность волка. Но, возможно, совсем не та, что бегает сегодня в наших лесах. Современные собаки Вьетнама и динго похожи на красных волков, обитающих в районе от Тянь-Шаня и Алтая до оконечности Индостана, Индокитая и Малайского архипелага (и, кстати, находятся под угрозой вымирания). Как считает Александр Власенко, предок наших любимых бобиков когда-то был очень похож на этого обитателя юго-восточной Азии. А может быть, предковых форм было несколько. Каких именно – сказать пока невозможно. Зато можно предположить, как человек выбирал для себя собак, то есть как формировался искусственный отбор.

НАПРАВЛЕНИЕ ЕГО, понятное дело, зависит от практических потребностей. И здесь возможны два пути. Первый – когда собака используется в качестве охотничьей или сторожевой. В этом случае культивируются ее сила, агрессия, но в то же время подчинение человеку. А еще такую собаку важно отличать от волка даже в условиях плохой видимости или с большого расстояния, чтобы в стаде коров ненароком не подстрелить «своего». И да, чтобы на охоте отличать собак соседнего племени. 
Собака сопровождает караван с солью, Тибет. Фото: www.sciencemag.org
Второй путь – печальный, но повседневный для наших не таких уж далеких предков (а для некоторых народов и сегодня), – когда собака нужна в качестве съестного запаса. Это сегодня можно зайти в супермаркет и купить трюфельную соль или какой-нибудь тамарилло. Большую часть истории человечества среди сынов адамовых царил голод. Собака – увы, простой и непритязательный пищевой резерв (значительную часть питательных веществ она даже может получать из собственных экскрементов). Но сторожевую или охотничью собаку убивать жалко – она специально обучена, да и голыми руками ее не возьмешь. Куда проще вырастить небольшого доброго пса, которого при необходимости можно забить не хуже поросенка. Понятно, что в этом случае человек будет культивировать черты, не характерные для «служебной» породы: инфантилизм в поведении, повышенная зависимость, меньшая склонность к бродяжничеству, небольшой рост (так собака быстрее вырастает до своей зрелости, а заодно уменьшается промежуток времени, когда она больше склонна к заболеваниям). А еще маленький размер важен в жарком климате, потому что такую собаку можно забить и съесть семьей за один раз – холодильников-то нет, хранить мясо негде. 
Без сомнения, никакого целенаправленного отбора в начале одомашнивания не было и быть не могло. Скорее всего, наши предки, как и в случае с другими видами животных, отбирали их чисто интуитивно.

К СОЖАЛЕНИЮ, неестественный отбор повлиял не только на доброту и уживчивость представителей Canis lupus familiaris, но и на их интеллект. Абсолютное большинство тех, кто изучает волков и собак, уверены: волки – умнее. Они легко обучаются путем подражания, отлично умеют анализировать, зато очень боятся самого страшного зверя на земле – человека. Вероятно, предки собак обладали бо́льшим интеллектом по сравнению с их нынешними сородичами. Мало того, несмотря на уверения заводчиков, ученые считают, что декоративные породы четвероногих друзей глупее, чем их крупные и беспородные собратья. 
И, кажется, это не предел. Александр Власенко считает, что собаки становятся все менее интеллектуальными: «Чем примитивнее поведение собаки, тем она ласковее. А многие хозяева сегодня стремятся именно к этому. Зачастую современной собаке уже не надо решать какие-то задачи по устранению опасностей, охраны имущества и т. д., она становится комнатной, поэтому возможна дальнейшая деградация».

В статье использованы материалы сайта Антропогенез.ру.

Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK