Сыны скво: как жили индейцы
Вот вам еще одна индейская поговорка: люби землю – ты унаследовал ее у своих родителей, но одолжил у своих детей. Все правильно. Если бы коренные американцы не любили землю, то не построили бы Мачу-Пикчу или вот хотя бы «город, на камнях которого в изобилии растут туны» (по одной из версий, так переводится название Теночтитлана). Потому что свои террасы, дороги и водопровод они возводили в условиях каменного века, в котором жили почти до заката своей истории. А главным в их жизни было земледелие – на нем и держалась «краснокожая» цивилизация.
А еще – на взаимовыручке. Это качество индейцы ценили даже выше своего любимого маиса. Хотя что для настоящего ирокеза могло быть важнее кукурузы! Ею украшались во время обрядов, платили дань, ради нее велись кровопролитные войны, а самой страшной местью врагам был поджог маисовых полей. И речь не только об ирокезах – кукуруза была основой основ всех индейцев без исключения. Мы расскажем о самых известных культурах – инках, ацтеках и майя.
ТАК ВОТ, О КУКУРУЗЕ. Те же майя верили, что первого человека бог сотворил из зерен белого и желтого маиса. И ведь сразу не поспоришь, потому что кукурузу в самом деле одомашнили почти во времена «сотворения мира», 10 тыс. лет назад в Мексике. Индейцы верили, что маис послан им богами, поэтому во время ритуальных танцев венки из кукурузных стеблей надевали на голову, а на шею – ожерелья из лопнувших зерен. То есть это были бусы из попкорна, который индейцы же и придумали. Когда именно – неизвестно, хотя в Мексике нашли попкорн возрастом почти 5600 лет. По тому, каким образом лопалось зерно, индейские жрецы предсказывали будущее.
ДА И НАПИТКИ БЫЛИ на любой вкус. Взять хотя бы тот, что любили ацтеки, – из какао-бобов, приправленный ванилью или перцем, причем пили его без сахара (зажиточное население могло себе позволить мед в качестве подсластителя). Не гнушались сыны Теночтитлана и напитком из агавы (его называли «окткли») – настолько крепким, что всего стакан его мог в два счета свалить с ног рослого «мешика» (самоназвание ацтеков). А вот инки делали «веселую воду» из все того же маиса. «Вплоть до прихода испанцев кукуруза ценилась прежде всего как сырье для изготовления такого напитка, чичи, и лишь во вторую очередь как продовольственная культура в узком значении», – пишет в своей книге «Империя инков» историк, этнограф и археолог Юрий Березкин.
Охотничьим мастерством славились и инки, хотя у них тоже были домашние животные. Вплоть до середины I тыс. до н. э. ими, вероятно, были морские свинки, а позже – альпаки и ламы, которые ценились прежде всего за свою роскошную шерсть. Они использовались также для перевозки грузов (поэтому забивали их только во время праздничных жертвоприношений).
НО ВЕРНЕМСЯ К НАШИМ СОБАКАМ. Были индейцы, которые склонялись, скорее, к вегетарианскому меню, чем к животной пище. Например, майя очень уважали фрукты, которые выращивали на своих огородах. Особенно по вкусу им было неприхотливое хлебное дерево «рамон», которое давало обильные урожаи. Именно оно способствовало оседлому образу жизни майяских земледельцев.
Кстати, о земледелии. У индейцев оно было подсечно-огневым – это когда участок для посевов выбирается в диком лесу. Сначала деревья там подсекают, просто рубят – чтобы подсохли, а потом сжигают и выкорчевывают корни. Плодородная земля готова. Правда, спустя несколько лет она беднеет, а урожаи скудеют. Приходится искать новое место – и все сначала. Все это трудно и энергозатратно, поэтому индейца с младых ногтей учили прежде всего взаимопомощи: сегодня ты выручил соседа, а завтра – он тебя. А еще – трудиться не покладая мотыги, главного орудия краснокожих земледельцев. Правда, некоторые американские цивилизации – например, инки – сумели создать себе помощника: оросительную систему террас, но такой инновацией могли похвастаться далеко не все культуры.
ПОМИМО УСЕРДИЯ, для индейцев, как воздух, была важна ориентация во временах годах. Не успеешь вовремя подсечь деревья – начнется сезон дождей, и они не высохнут, не вовремя засеешь поле – сожжешь урожай под лучами жгучего американского солнца, не успеешь наклонить стебли маиса к земле – не видать тебе налитых початков. Именно поэтому для индейцев календарь был настоящим «катехизисом», а смотрящий за ним – специально обученный жрец, умеющий определять день, когда нужно подсекать, сеять и полоть, – почти богом.
«Исследуя руины древнего города Копана в Гондурасе, археологи обнаружили два каменных монумента – стелы 10 и 12, расположенные друг против друга на вершинах холмов <…>. Если смотреть от стелы 12, то можно установить, что солнце заходит прямо за стелу 10 всего два раза в году: 12 апреля и 7 сентября. Первая дата приходится на самый конец сухого сезона, поэтому ученые предполагают, что 12 апреля определяет начало выжигания растительности на полях», – такое описание индейского календаря приводит историк и археолог Валерий Гуляев в своей книге «Древние майя».
Если хранитель календаря умирал, запросто могло почить в бозе и все племя – из-за неурожая. Чешский путешественник Норберт Фрид в своей книге «Улыбающаяся Гватемала» рассказывает, как уже в XX веке – не далее как в 1950 году – мексиканские газеты сообщали об отчаянном положении индейцев-лакандонов. Им грозила голодная смерть. Когда в места их поселения прибыла гуманитарная помощь, люди поведали, что умер некто Панчо Вьехо – последний из лакандонов, кто разбирался в тайнах календаря и мог по звездам определить даты полевых работ. После его смерти племя постигли неурожаи – только потому, что никто не знал, когда выжигать, а когда сеять.
РАБОТОЙ В ПОЛЕ занимались исключительно мужчины. Женщины следили за детьми и вели хозяйство: готовили пищу, ткали и даже ходили на рынок за продуктами. Особенной роскошью славился ацтекский базар. Разнообразие товаров здесь поражало даже испанцев.
Из книги Ростислава Кинжалова «Падение Теночтитлана»: «Здесь можно было купить все, что производилось тогда в Мексике и соседних странах, – от посуды, мебели, золотых украшений до самых изысканных лакомств ацтекской кухни. Каждый товар имел свои ряды, определенное место на рыночной площади. Вот участок тканей <…>. В отделе ювелирных изделий выставлены тысячи безделушек <…>. Но как же поражены были испанцы, когда увидели, что значительно выше золотых изделий здесь ценятся небольшие вещицы, выточенные из зеленоватого минерала – нефрита!» (В особом почете этот камень был и у майя, которые тоже активно торговали не только внутри своей страны, но и с соседями, обменивая соль, ткани и рабов на какао и нефрит.)
Большим спросом пользовалась глиняная посуда, а одним из самых ходовых товаров были лезвия из обсидиана, роговые и костяные самопрялки, медные иголки и топоры, врачебные снадобья и, конечно, оружие: копья, луки и стрелы, а еще – шлемы в виде голов свирепых хищников с оскаленными клыками.
ТАК ЧТО У ИНДЕЙЦЕВ БЫЛО ВСЁ. Кроме гирь и весов – ацтеки их попросту не знали и измеряли вес при помощи сыпучих продуктов, к примеру, крупы. Зато деньги были весьма оригинальны: костяные трубки с золотым песком, а еще – плоды какао, как у майя. «Индейцы хранят бобы какао и относятся к ним с таким же вниманием и уважением, как христиане относятся к золоту или деньгам, потому что эти бобы считаются здесь деньгами и индейцы могут купить на них любые товары. Таким образом, в провинции Никарагуа один кролик стоит 10 этих бобов, один раб стоит 100 бобов», – пишет Валерий Гуляев в книге «Древние майя». Какао был для этих людей не только продуктом питания, лекарством и приятным напитком, но и, почти как маис, мерой всех вещей – «товаром товаров». А вот инки не знали дензнаков вообще – вместо этого у них существовала система централизованного распределения товаров, за которую отвечали знать и жрецы.
ЕЩЕ НА РЫНКЕ МОЖНО БЫЛО и себя показать, и на людей посмотреть. Тем более что всех с ног до головы выдавала одежда. Земледельцы Теночтитлана носили скромные белые накидки, более состоятельные могли позволить себе широкий кушак с густой бахромой и изысканной вышивкой, а вот мехами хвастались только очень богатые. Знать определялась по плащам из перьев (вот уж воплощение образа павлина!), а жрецы – по черным мантиям и по следам самоистязаний – разорванным ушам и даже запекшейся крови на голове. Женщины ходили с распущенными волосами. Свой образ был и у школьников. Правда, без формы – ее роль играла прическа: с одной стороны головы волосы были гладко выбриты, с другой – заплеталась коса.
Ну да, у индейцев были школы. И даже университеты. В первых у ацтеков учили писать и считать (у индейцев, как известно, была своя система счета – узелковая, кипу), а во вторых – истории, религии, военному искусству, торговле или какому-нибудь ремеслу. В школе инков могли изучать не только счет и письмо, но и религию, законы, астрологию и даже поэзию. Правда, лишь состоятельная семья могла позволить себе обучать сына в школе (девочки тоже могли получить образование, но учились по своим «дисциплинам» – на ткачих и поварих, в лучшем случае – на жриц).
А КАКИМ СУРОВЫМ БЫЛ У ИНДЕЙЦЕВ было воспитание! Как кактусы, среди которых они жили. При помощи них же и воспитывали. К примеру, протыкали иголкой губы ребенка, если тот соврал. Если не слушается – можно высечь розгами, проколоть ладони иглами агавы или вот хотя бы подержать над дымом костра, куда заранее кидали красный перец – жгучий, как селитра.
Столь грозные наказания касались всех – и девочек, и мальчиков. Правда, моральное воспитание у обоих полов несколько отличалось. Мальчиков, прежде всего, учили уважать старших, не вмешиваться не в свое дело, не сплетничать, быть щедрыми, но не расточительными. А вот ацтекское наставление для девочек (из книги «Падение Теночтитлана»): «Прилежно пряди и тки, шей и вяжи. Не предавайся слишком долго сну… Женское жеманство влечет за собой праздность и другие пороки. Во время работы не предавайся дурным мыслям <…>. Не уходи из дому по всякому пустяку и не показывайся часто на улице и рыночной площади. Если ты приходишь в дом родственников, сразу же старайся быть полезной – берись за прялку».
ТАК ЧТО В КРАСНОКОЖЕМ ОБЩЕСТВЕ царил полный патриархат. И многоженство (по крайней мере, у тех же ацтеков). Объяснялось это не повышенной любвеобильностью, а холодным расчетом: постоянные междоусобицы выкашивали мужское население, вот и надо было пополнять резерв. Но кое-какие ограничения на количество жен все же были. В первую очередь, размер кошелька (добропорядочный муж должен был обеспечить своим «половинкам» и потомству достойную жизнь), во вторую – сословные предрассудки: знатный мужчина не мог вступать в брак с простолюдинкой. При этом немножечко прав было и у слабого пола. Например, женщина могла подать на развод, если муж бьет ее или не обеспечивает семью. Причины для расторжения брака у мужчин тоже имелись: бесплодие супруги, неисполнение ею обязанностей по дому и непристойный образ жизни. Но разводились индейцы, видимо, нечасто. Семьи нередко жили с родителями, которые жестко следили за моральным обликом своих краснокожих отпрысков.
Наука
Ольга Фадеева