Если рассматривать эпоху Средневековья и начало Нового времени, то наиболее высокое содержание свинцовой пыли
обнаружено во льдах, которые формировались в период с 1170 по 1219 годы н. э. Аналогичный показатель был достигнут в 1890 году, на пике промышленной революции, и превзойден только в двадцатом веке.
При этом повышение содержания свинца в ледяном керне связано с периодами процветания средневекового общества, восшествием на престол новых королей, строительством соборов и замков и активной чеканкой серебряной монеты. Это неудивительно – процесс добычи свинца сопровождается добычей серебра, потому что эти металлы часто встречаются в одной и той же руде. Напротив, снижение концентрации свинца говорит об эпидемиях, войнах и других бедствиях.
Таким годом упадка стал 1170 год – год убийства Томаса Бекета, епископа Кентерберийского и будущего святого Католической церкви. Это привело к отлучению от Церкви короля Генриха Второго, вдохновившего убийц архиепископа, прекращению уплаты налогов и иным бедствиям. Повышение концентрации свинца и, следовательно, повышенный спрос на серебро наблюдается в другом памятном для истории Великобритании году. Это 1193 год, когда англичане собирали выкуп для короля Ричарда Львиное Сердце, оказавшегося в плену у императора Священной Римской империи Генриха Шестого. После гибели Ричарда воцарился его брат Иоанн Безземельный, который даровал восставшим против него баронам Великую Хартию Вольностей, ограничивавшую власть короля и его права на строительство новых замков. Неудивительно, что во время очередной смуты и вплоть до восшествия на престол юного сына Иоанна Генриха Третьего чеканка серебряных монет прекратилась и добыча свинца пришла в упадок.
Ранее считалось, что активное загрязнение окружающей среды в Европе связано с эпохой Промышленной революции (XVIII-XIX век). Кристофер Лавлок и его коллеги доказали, что этот процесс начался существенно раньше – в эпоху Средневековья. Об этом говорят исследования останков шахтеров из деревни Каслтон, ставшей в Средние века один из центров выплавки свинца. Свинец стал источником процветания Каслтона и одновременно создавал угрозу для жизни и здоровья его обитателей, включая женщин и детей, которые тоже участвовали в процессе выплавки руды.
Фото: ROBJEM/ISTOCK