Стволовые клетки дают новую жизнь яичникам и теоретически могут восстановить фертильность

Синдром истощения яичников (СИЯ) – заболевание, при котором у женщин в возрасте до 40 лет перестают нормально работать яичники. Оно сопровождается дисфункцией их и нерегулярной или вовсе отсутствующей менструацией задолго до наступления менопаузы, иногда даже в подростковом возрасте.

При рождении яичники девочек содержат 1-2 миллиона яйцеклеток, каждая из которых окружена фолликулом. Каждый месяц, начиная с периода половозрелости, фолликул созревает и лопается, а «сидевшая» в нем яйцеклетка выходит в брюшную полость – так происходит овуляция. Однако у пациенток с СИЯ в яичниках содержится крайне малое количество фолликул, которые к тому же являются неработоспособными. В результате у таких женщин перестают вырабатываться половые гормоны, а яйцеклетки выходят нерегулярно или не выходят вовсе, что существенно снижает фертильность – только 5-10% пациенток с СИЯ способны забеременеть.

Ряд недавних исследований обнаружил, что укрепить функцию яичников у пациенток с СИЯ можно с помощью стволовых клеток. В частности, в одном из последних исследований принимали участие женщины в возрасте до 35 лет, имевшие диагноз СИЯ и хотевшие забеременеть, – всем им делали инъекцию стволовых клеток. По данным доклинических и клинических испытаний, эти клетки могут восстановить менструацию и уровень половых гормонов, а в редких случаях – способность зачать. Положительный эффект стволовых клеток обусловлен тем, что они вырабатывают вещества, тормозящие смерть клеток яичников, подавляющие старение яичников и улучшающие образование кровеносных сосудов.

В целом пациентки, прошедшие терапию стволовыми клетками, продемонстрировали улучшение функций яичников, которое проявлялось в повышении количества фолликул на разных стадиях развития, причем фолликулы развивались только в том яичнике, в который была сделана инъекция. У двух пациенток (из 61) возобновились менструации спустя 1,5 года после их отсутствия, а у одной из них несколько фолликул сформировалось в обоих яичниках спустя длительный период времени после окончания лечения. Более того, три из восьми пациенток, подвергшихся трансплантации стволовых клеток и последующей процедуре экстракорпорального оплодотворения, смогли забеременеть, а одна смогла зачать самостоятельно (после полового контакта с партнером).

Несмотря на столь многообещающие результаты, исследователи обратили внимание на то, что терапия была более эффективной у тех пациенток, которые имели некоторое количество фолликул в яичниках до начала лечения. Это открытие позволит определять подгруппы пациенток, которые с большей вероятностью будут отвечать на терапию.