Сезонный круговорот воды способствует обезвоживанию Марса

Российско-немецкая группа учёных обнаружила, как частицы воды проникают в верхние слои атмосферы Марса, когда на планете нет бурь.
Сезонный круговорот воды способствует обезвоживанию Марса
Учёные считают, что миллиарды лет назад на Марсе хватало воды. Там были реки, озёра и даже океан, но однажды всё изменилось и планета потеряла до 80 процентов воды. Её молекулы до сих пор фиксируются зондами в верхних слоях атмосферы, а это значит, вода продолжает исчезать с Марса. В средних слоях атмосферы Марса довольно холодно, поэтому испаряющаяся вода должна превращаться в лёд и падать обратно, а не попадать ещё выше.

Согласно одной из гипотез, поднять молекулы воды на такую высоту способны песчаные бури, которые раз в несколько лет почти полностью покрывают планету. Пыль, проникающая через атмосферу, приносит в её верхние слои и частицы влаги, но их концентрация показывает, что молекулы воды продолжают проникать туда и во время затишья.

Фото: GPL, Shaposhnikov et al

Чтобы разобраться, как именно это происходит, группа российских и немецких учёных провела ряд симуляций и расчётов. В результате выяснилось, что когда в южном полушарии Марса наступает лето, в определённое время суток водяной пар способен подниматься с более тёплыми воздушными потоками в верхние слои атмосферы. Там воздушные потоки переносят часть влаги на северный полюс, где она охлаждается и выпадает на поверхность. Но часть водяного пара всё-таки исчезает бесследно: в верхних слоях атмосферы под воздействием солнечной радиации молекулы распадаются на кислород и водород, после чего последний уходит в космос.
Очевидно, что марсианская атмосфера гораздо более проницаемая для водяного пара, чем земная. К несчастью для планеты, обнаруженный учёными новый сезонный круговорот воды тоже в немалой степени способствует непрекращающимся потерям влаги.