Разрыв между бедными и богатыми существовал уже в эпоху неолита

Уже в ранней доисторической Европе существовал явный разрыв между богатыми и бедными, и это неравенство преследовало людей даже после смерти. Результаты нового археологического исследования показывают, что самые богатые люди времен неолита были похоронены с самыми экзотическими артефактами.
Разрыв между бедными и богатыми существовал уже в эпоху неолита

Целью своего исследования ученые видели изучение 6600-летних могил, расположенных в городе Слоньск, Польша, и определение рациона фермеров эпохи неолита. Но получилось так, что они выявили связь между самым дорогим питанием и самыми ценными захороненными артефактами. Похоже, что в это время предметы, которые погребали вместе с людьми, были не просто пожертвованиями, а прямым переводом материального богатства из жизни в загробный мир.

«Мы обнаружили одни из самых ранних свидетельств прямой связи между социальным статусом и питанием в доисторической Европе, — сказал археолог и антрополог Челси Бадд из Университета Умео в Швеции. — А еще мы наткнулись на время возникновения социального и экономического неравенства в ранних доисторических сообществах».

Исследуя кости 30 человек, международная группа ученых обнаружила, что скелеты, содержащие большее количество изотопов углерода-13, часто захоронены вместе с более причудливыми погребальными принадлежностями, сделанными из меди. Эти изотопы накапливаются в источниках пищи с разной скоростью и впоследствии попадают в ткани человека. Это дает ученым возможность узнать о питании человека в течение его жизни.

Полученные данные могут означать, что у некоторых людей был доступ к растениям и животным, которые изотопно отличались от остальных. Эта изотопная разница была зафиксирована и в костях крупного рогатого скота, найденного в этом районе. Это означает, что некоторые люди и животные имели привилегированный доступ к большим полям и более плодородным пастбищам, хорошо освещенным солнцем (что приводит к увеличению содержания углерода-13 в растениях), а другие — нет.

Обнаруженные медные артефакты, в том числе 50 пластинок, 200 бус, пять подвесок и диадема, были привезены из мест, расположенных за сотни километров от поселения, — еще одно свидетельство того, что они принадлежали богатым людям.
Фото: Budd et al., Antiquity, 2020