Растительная диета защищает мышей от пищевых инфекций
Штамм E.coli, известный как энтерогеморрагический штамм кишечной палочки (EHEC), может стать причиной истощения и даже смертельно опасного воспаления толстой кишки, которое сопровождается кровавым поносом и рвотой. Ежегодно во всем мире происходит несколько вспышек такого заболевания.
«Давно циркулируют слухи о том, что растительная диета лучше для здоровья кишечника, чем традиционная западная, в которой больше жиров и белков, но меньше фруктов и овощей, – говорит Ванесса Сперандио, профессор микробиологии и биохимии Юго-Западного медицинского центра Университета Техаса. – Мы решили проверить это».
Растительная диета богата пектином – гелеобразной субстанцией, содержащейся во многих фруктах и овощах. В кишечнике пектин преобразуется в галактуроновую кислоту, которая, как оказалось, может подавлять вирулентность EHEC.
Болезнетворные организмы, в том числе EHEC, распознают сложный химический состав желудочно-кишечного тракта, чтобы конкурировать с полезной микробиотой кишечника. Среди обитающих в кишечнике условно-патогенных микроорганизмов (симбионтов) находятся безобидные штаммы E.coli, которые наряду с другими симбионтами представляют собой барьер для кишечных патогенов. Однако EHEC и другие подобные грамм-отрицательные бактерии могут преодолевать этот барьер, задействуя систему секреции T3SS, которая действует как молекулярный шприц: она впрыскивает смесь болезнетворных белков в клетки толстой кишки, вызывая тем самым воспаление и симптомы инфицирования.
«Нам удалось обнаружить, что полезные штаммы E.coli и болезнетворные, например, EHEC, используют разные сахара в качестве нутриентов, – говорит Сперандио. – Кроме того, оказалось, что пищевой пектин не позволяет патогенному штамму EHEC стать более болезнетворным».
В эксперименте мыши, которых кормили пищей с пектином на протяжении недели, смогли сопротивляться инфекции. Сравнив толстую кишку шести мышей, диета которых содержала на 5% больше пектина, с 4 мышами, сидевшими на обычной диете, исследователи обнаружили у первых значительно более низкий уровень инфицирования. У мышей, которые питались богатым пектином кормом, количество бактерий в слепой кишке было около 10 тысяч, а у мышей, питавшихся обычным кормом, – около 1 миллиона. По словам Сперандио, увеличение содержания пектина в пище всего на 5% позволило предотвратить активацию вирулентности болезнетворных микроорганизмов.
Фото: Pixabay
Наука
Екатерина Луконина
-
Исследование проспонсировано вегетарианским лобби