Пустынные растения в Долине Смерти адаптируются к глобальному потеплению

Долина Смерти — не лучшее место пребывания в период глобального потепления. Однако, у пустынных растений, живущих здесь, нет другого выбора — под угрозой вымирания они должны адаптироваться к растущей температуре.
Пустынные растения в Долине Смерти адаптируются к глобальному потеплению

Исследователи из Университета Юты решили проверить способность пустынных растений адаптироваться к температуре на примере энцелии мучнистой — пустынного кустарника, растущего на территории северной Мексики и юго-запада США. Их исследование было представлено в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Соотнеся экофизиологические изменения пустынных кустарников с данными об изменениях климата, ученые установили, что эти растения способны акклиматизироваться и в конечном счете приживаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

К такому выводу ученые пришли, имея на руках данные, которые собирались последние 40 лет в рамках полевых исследований. В 1980 году для исследований физиологии пустынных растений были выбраны два участка: один — в Долине Смерти, второй — в Отмане, штат Аризона. Каждую весну ученые приезжали на эти участки площадью в несколько сотен квадратных метров, чтобы изучить местные растения и собрать их образцы для дальнейших наблюдений.

Энцелия мучнистая особенно интересовала ученых, ведь эти кустарники способны «хранить» данные о предшествовавших климатических процессах в изотопах углерода, из которых состоят ткани их листьев. По изотопам углерода ученые смогли определить, насколько широко пустынные кустарники открывали свои устьица — небольшие поры, расположенные на нижней стороне листьев. Растения шире раскрывают свои устьица с целью потребления большего количества углекислого газа. При этом, чем шире растение раскрывает устьице, тем больше оно теряет водяного пара. Таким образом, изотопы углерода могут многое сказать о том, как растение использует воду, что неразрывно связано с климатическими условиями его обитания.

Анализ изотопов углерода показал, что за последние 39 лет кустарники вида энцелия мучнистая начали использовать на 58% больше воды, чем ранее. Ученые отметили, что эта отметка — крайне высока. По предположению ученых, растения начали широко раскрывать свои устьица в ответ на увеличение температуры и снижение влажности: так растения смогут увеличить количество потребляемого углекислого газа.

фото: Avery Driscoll