Птицы во время миграции используют магнитное поле Земли

Ученые выяснили, что именно сочетание восприятия магнитного поля Земли с помощью зрения и умения ориентироваться в пространстве, которое условно называют «встроенным компасом», помогает перелетным птицам быстро находить путь в зависимости от интенсивности магнитного поля.
Птицы во время миграции используют магнитное поле Земли

Птицы обладают магниторецепцией, то есть чувством, которое дает их организмам возможность ощущать магнитное поле и определять направление движения, высоту и их положение на местности. Это позволяет птицам знать, куда двигаться во время миграции и возвращаться к местам гнездования.

В новом исследовании ученые выяснили, могут ли птицы использовать сигналы магнитного поля Земли, чтобы более точно определить собственное место гнездования. Такими сигналами, по мнению исследователей, могут быть магнитный наклон (угол наклона между магнитным полем и поверхностью Земли) или в целом магнитная интенсивность. В исследовании использовались данные 17700 кольцеваний птиц за длительный период: с 1940 по 2018 год. Ученые пытались проанализировать, как именно тростниковая камышовка (Acrocephalus scirpaceus) перелетает через Сахару, возвращаясь к месту гнездования, и использует ли при этом данные магнитного поля Земли. Ученые посчитали, что если птицы используют эти данные, то постоянные изменения магнитного поля так или иначе отразятся на постепенном изменении места гнездования.

Результаты анализа говорят о том, что магнитный наклон является для птиц важнейшим сигналом при перемещении их места размножения, а параметры этого наклона выступают в роли своеобразных «стоп-сигналов». Ученые выдвигают гипотезу о том, что перед тем, как покинуть место гнездования, птицы отслеживают угол магнитного наклона. Именно магнитный наклон имеет более стабильные изменения в течение года по сравнению с другими показателями магнитного поля, поэтому именно он может выступать для птиц основным признаком того, что они достигли желаемого места, некогда оставленного.

Проанализированные данные более чем за 50 лет доказывают, что перелетные птицы активно используют биологические механизмы, связанные с определенными параметрами магнитного поля Земли. Это позволяет им с большой точностью определять места для их дальнейшего выживая даже при постоянных изменениях магнитного поля Земли. Исследование было опубликовано в журнале Science.