Продолжительность жизни может зависеть от наличия одинаковых половых хромосом
Ученые давно обратили внимание на тот факт, что самки млекопитающих, имеющие две одинаковые половые хромосомы, живут дольше самцов, у которых половые хромосомы разные. При этом у птиц как раз самцы живут дольше, но именно у них есть две Z-хромосомы, в то время как у пернатых самок – только одна Z-хромосома и одна W-хромосома.
Чтобы выяснить, насколько распространен этот тренд, ученые собрали данные о половых хромосомах и продолжительности жизни 229 видов животных от насекомых до рыб и млекопитающих. Виды-гермафродиты и те, пол которых зависит от условий окружающей среды, как, например, у зеленых черепах, в исследовании не рассматривались. В результате оказалось, что особи с двумя одинаковыми половыми хромосомами живут в среднем на 17,6% дольше, чем те, у которых половые хромосомы разные или она только одна.
Это открытие подтверждает теорию, известную как «гипотеза незащищенной X»: в человеческих клетках комбинация половых хромосом либо XY (мужская), либо XX (женская), при этом у женщин в каждой клетке случайным образом активирована только одна X хромосома. Если одна из женских X хромосом подвергнется мутации, то это не повлияет на все клетки. А вот у мужчин любая мутация в их единственной X хромосоме будет выражена гораздо сильнее. Интересно, что если одинаковые половые хромосомы присущи самцам, то они живут на 7,1% дольше, чем самки. Самки же при подобном раскладе живут на 20,9% дольше, чем самцы.
Безусловно, продолжительность жизни зависит не только от наличия одинаковых половых хромосом. Известно, что самцы, например, более склонны к рискованному поведению, особенно, когда речь идет о поиске партнера и защите территории, а подобное поведение укорачивает срок жизни. Существует также предположение о том, гормон эстроген защищает хромосомы от разрушения – процесса, связанного со старением организма. Так что наличие или отсутствие одинаковых половых хромосом – лишь один из факторов, лежащих в основе неизученного пока до конца механизма.
Фото: Lisa Geoghegan/AlamyНаука
Екатерина Луконина