Открыт новый белок, участвующий в метаморфозе у беспозвоночных

Учёные из Санкт-Петербурга и Москвы вместе с коллегами из Франции описали новое семейство белков, которые распространены у беспозвоночных. Эти белки, вероятно, участвуют в энергообменном процессе, благодаря которому личинки превращаются во взрослую форму. Исследование, которое осуществлялось при поддержке Российского научного фонда (РНФ) поможет пролить свет на функционирование организмов и их эволюцию.
Открыт новый белок, участвующий в метаморфозе у беспозвоночных

Ранее неизвестное семейство белков было выделено у губок. Стадии развития этих древних многоклеточных известны, однако до сих пор неясно, какие биохимические процессы включены в эти трансформации. Речь, в частности, идёт о процессе энергообмена. Новые белки учёные назвали ильборинами.

В ходе исследования эти белки были обнаружены у губок H. dujardini, которых исследователи собрали Белом море неподалёку от Морской биологической станции СПбГУ. Масс-спектрометрия и генетическое секвенирование белков личинок существ помогли найти ильборин.

Как оказалось, он обладает двумя доменами. Первый отвечает за связывание ионов кальция, а второй — участвует в обмене веществ и находится в ферментах. Компьютерный анализ указал на то, что ильборин может взаимодействовать с аденозинтрифосфорной кислотой, которая функционирует как универсальный источник энергии. Это даёт возможность сделать вывод, что семейство белков участвует в процессе энергообмена, а значит и в метаморфозе — превращении личинки во взрослую особь.

«Пока неясно, какую конкретно роль играет новый белок в энергетическом обмене и как именно регулирует связывание ионов кальция. Широкое распространение гомологов ильборина среди беспозвоночных и его большое количество в жгутиковых личиночных клетках губок позволяет предположить, что он имеет важное значение в этом процессе. В будущем мы надеемся прояснить его функции», — комментирует один из авторов статьи Илья Борисенко, кандидат биологических наук, ассистент кафедры эмбриологии СПбГУ.

Фото: Илья Борисенко