Открыт белый карлик нового типа

Астрономы из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики обнаружили новый тип двойных звёзд, существование которого было давно теоретически предположено. Открытие показывает, как редкие объекты нового типа формируются и развиваются.
Открыт белый карлик нового типа

После смерти звезды есть 97-процентный шанс того, что она превратится в белого карлика. Но в редких случаях существует вероятность, что она разовьётся в так называемого белого карлика с экстремально низкой массой (ELM). Однако ранее такие звёзды не были обнаружены, и их существование было исключительно гипотетическим и парадоксальным. Парадокс состоял в том, что их возраст превышал бы возраст Вселенной, а это значит, что они невозможны.

Однако есть путь, по которому эти ELM-звёзды могли бы формироваться, не нарушая при этом фундаментальных законов. Для этого им нужна звезда-компаньон. Дело в том, что сами по себе ELM-карлики возникнуть не могут — на их формирование ушло бы слишком много времени — больше, чем возраст Вселенной. А вот присутствие звезды-пары ускорило бы этот процесс: её гравитационная тяга избавила бы звезду от энергии и вещества, и та бы успешно превратилась в ELM-объект.

До недавнего времени такая схема развития ELM-звезды оставалась гипотетической. Однако в 2020 году благодаря данным космического телескопа «Гея» учёные обнаружили 21 кандидата в ELM-звёзды. 13 из них относятся к развивающимся катаклизмическим переменным, то есть всё ещё теряют свою массу (а значит только находятся на пути к ELM-статусу), тогда как 8 других уже окончательно потеряли свою массу благодаря звёздам-компаньонам. Их можно полноправно считать белыми карликами с экстремально низкой массой.

Таким образом, астрономам впервые удалось подтвердить существование давно теоретически предполагавшихся звёзд. Также исследователи нашли ещё 29 объектов, которые в дальнейшем могут получить статус ELM-карликов.

Фото: M.Weiss/Center For Astrophysics | Harvard & Smithsonian