Обезьяны, вероятно, могут самоодомашниваться
По словам Асифа Газанфара, нейробиолога из Университета Принстона, этой популярной идее не хватает лишь весомых доказательств – той самой связи между дружелюбным поведением и появлением характерных черт одомашнивания. И, кажется, ему и его коллегам удалось найти такую связь.
Газанфар и его команда проводили эксперименты с обезьянами-игрунками, которые известны высоким уровнем социальной толерантности и способностью общаться друг с другом с помощью поочередного издавания звуков. Ранее было установлено, что детеныши игрунок учатся вокализации так же, как человеческие дети учатся говорить – с помощью социального подкрепления от своих родителей. При этом у обезьян-игрунок есть четкий маркер одомашнивания – появление заметного участка белого меха на лбу. Исследователи решили выяснить, существует ли связь между вокальным обучением и этой характерной морфологической особенностью, ведь если она действительно существует, то может служить тем самым недостающим доказательством.
В экспериментах участвовали три пары игрунок-двойняшек от трех разных пар родителей. Каждому малышу в ответ на его вокальные тренировки давал поддержку не настоящий родитель, а смоделированный на компьютере звук, похожий на «ответ» взрослой особи, при этом один из малышей в каждой паре получал в 10 раз больше такой поддержки, чем другой. Результаты оказались поразительными: чем больше «разговаривала» обезьянка, тем крупнее был участок белого меха на ее лбу и тем быстрее он рос.
«Получается, что, меняя скорость вокального развития игрунок, можно изменить скорость пигментации меха!» – говорит Газанфар.
Исследователи предполагают, что этот феномен объясняется работой клеток нервного гребня – подвида стволовых клеток, которые мигрируют по организму в процессе раннего развития. Одна из производных этих клеток – меланоциты, участвующие в пигментации. Конечно, ученым предстоит еще многое узнать о том, как клетки нервного гребня могут влиять на этот процесс, но уже сейчас можно сказать, что проведенный эксперимент был уникальным и позволил получить доказательства того, что внутривидовое взаимодействие может быть связано с самоодомашниванием.
Фото: moaan/Moment/Getty ImagesНаука
Екатерина Луконина