Обезьяны превосходят людей, когда речь идет о познавательной гибкости
В эксперименте, результаты которого были опубликованы в журнале Nature Scientific Reports, принимали участие 56 человек, 22 обезьяны-капуцина и 7 макак-резусов. Испытуемым предстояло методом проб и ошибок выработать алгоритм получения награды – нужно было нажать на полосатый квадрат, затем на квадрат, помеченный точками, а затем на треугольник. Если последовательность была правильной, люди получали в качестве награды баллы или звонок, а обезьяны – банановые шарики. После того, как этот принцип был усвоен, в него внесли изменения – появилась возможность нажимать на треугольник и получать награду, минуя этап с квадратами. 70% обезьян сразу же стали использовать укороченный путь. Среди 56 человек, участвовавших в эксперименте, только один (!) выбрал новый алгоритм.
«Человек – уникальный вид, мы во многом значительно отличаемся от любого другого создания на планете. Но иногда мы реально тупим», – говорит Джулия Ватцек, автор исследования и студент магистратуры по психологии Университета Джорджии.
Результаты проведенного эксперимента совпадают с более ранними исследованиями с участием бабуинов и шимпанзе, которые также продемонстрировали большее стремление воспользоваться сокращенным путем для получения угощения. Люди предпочитали пользоваться привычным способом, даже если он был относительно неэффективным.
«Люди очень зависят от «зубрежки» и того, чтобы делать все так, как нас научили, не пытаясь найти более удобный путь, - комментирует Джулия Ватцек. - Большинство выбирало укороченный путь только после того, как видело, что им уже кто-то воспользовался. А 30% людей даже несмотря на это продолжало использовать старый алгоритм. В одном из подобных исследований мы говорили людям не бояться пробовать новое, но и в этом случае часть испытуемых продолжала идти проторенными путями».
Ватцек считает, что ее исследование демонстрирует, как люди могут страдать от предубеждений, зачастую ведущих к неправильным решениям и потере возможностей.
Фото: Georgia State UniversityНаука
Екатерина Луконина