О зарождении и судьбе внеземных цивилизаций

Цивилизации могут породиться только жизнью, которая, в силу сходства космических объектов по составу химических элементов, скорее всего, возникнет тоже на основе нуклеиновых кислот, но будет эволюционировать и иметь конкретные проявления в соответствии с местными условиями.
инопланетный пейзаж
www.sciencefocus.com
Текст: Владислав Хлебович
Иногда эволюция может породить существо с навыками к труду и абстрактным мышлением. По аналогии с антропогенезом этот «примат» изничтожит своих конкурентов и утвердится в своей биосфере благодаря высокой агрессивности, хитрости и коварству. Став носителем технического прогресса, «примат» сохраняет генетический и ментальный груз «приматогенеза», и его цивилизация исчезает до того, как достигнет возможностей космического общения. Это вероятная причина Великого Молчания Космоса.
Жизнь и цивилизация пока что достоверно известны только для нашей планеты. На Земле жизнь зародилась около 3,8–4,2 млрд лет назад (возьмем среднюю – 4 млрд). Это почти 30% от всего времени после Большого взрыва (13,8 млрд лет).
Единственный вид, породивший земную цивилизацию, Homo sapiens, возник 400–250 тыс. лет назад. А возраст земной цивилизации, если мы условимся считать ее началом появление городов и письменности (шумеры, Древний Египет), всего 5–6 тыс. лет. Ничтожное время по сравнению с возрастом Вселенной и временем жизни на Земле!

Возникнув единожды, сначала в виде самовоспроизводящихся молекул РНК, земная
жизнь, совершенствуясь и дивергируя благодаря естественному отбору, оказалась непрерывной и в целом очень устойчивой. Известны два великих кризиса земной жизни. Первый по времени связан с переходом жизни из своей первичной калиевой среды (обязательной для функционирования нуклеиновых кислот) в натриевую среду современных океанов. Второй – становление кислородной атмосферы в результате фотосинтеза, ставшей смертельной угрозой для изначально анаэробных организмов. Оба кризиса были блестяще преодолены благодаря адаптациям, превратившим враждебные факторы, натрий и кислород, в жизненно необходимые. Вот бы такую стратегию человечеству!
Примем как аксиому – цивилизации рождаются жизнью, и этот шаг в силу его долгой
и непростой эволюции осуществим не каждой биосферой. Отбросим последние десять тысяч лет, и наблюдателю предстанет Земля без цивилизации.
Давно предполагалось, что на основании практически бесконечного количества разнообразных небесных тел среди них должно быть достаточно много с условиями, пригодными для возникновения жизни и иногда далее – развития цивилизаций. Широко известна формула Френсиса Дрейка, позволяющая при некоторых вполне реальных допущениях рассчитать вероятность внеземных цивилизаций, которая представляется весьма высокой.
Френсис ДрейкШироко известна формула Френсиса Дрейка, позволяющая при некоторых вполне реальных допущениях рассчитать вероятность существования внеземных цивилизаций, которая представляется весьма высокой. Фото: Seth Shostak, Seti Institute, www.radio.krcb.orgформула Френсиса Дрейка
К этому можно добавить единство объектов Вселенной по составу химических элементов, которых не более 150, что определяет набор химических веществ и их реакций при определенных условиях и их сходство на разных небесных телах вплоть
до сходства путей становления и проявлений жизни. И.С. Шкловский предложил рассматривать рассуждения о внеземной жизни и внеземной цивилизации под общим названием «космософия» и определил в качестве основного (а пока и единственного!) метода этой науки анализ становления земной жизни и земной цивилизации с оценкой вероятности этих процессов в космосе.

Очевидно, жизни предшествует образование органических веществ на основе реакций в газовой или водной среде углерода прежде всего с водородом, азотом,
кислородом и фосфором. Легко могли получаться в этих средах и аминокислоты,
включающие азот и фосфорорганические соединения. В результате многочисленных
комбинаций химических реакций в случайно образовавшейся смеси разных веществ в среде с доминированием ионов калия образовалась РНК, способная к матричному самовоспроизводству. Так на Земле начался непрерывающийся поток жизни, которая дивергировала и эволюционировала благодаря отбору коротко живущих особей (их смерть – двигатель эволюции). Трудно представить жизнь без непрерывного потока наследственно передающихся нуклеиновых кислот и отбора индивидуумов, их носителей. Есть большие основания полагать, что жизнь в космосе возникала на тех же химических предпосылках и на тех же принципах, что и на Земле.
Но несомненно и другое – на каждом небесном теле в силу различий в их размерах и гравитации, ввиду особенностей периодичности смены условий, доступности и формы потребления энергии и др. конкретные формы проявления жизни будут
совершенно различными. Например, планета без суши будет населена исключительно гидробионтами, и они будут очень не похожи на наших земных. При этом можно предположить, что местные биосферы в космосе будут развиваться и функционировать по принципам, описанным для земной биосферы.
Не каждая биосфера может породить цивилизацию. Субъектом цивилизации, носителем научно-технического прогресса, скорее всего, предстанет, как и у нас, только один вид. Назовем его Приматом в буквальном, но не земном, таксономическом смысле слова. Его воцарению по аналогии с Землей должен предшествовать бурный, быстрый процесс «приматогенеза» с бескомпромиссной межвидовой (а часто и внутривидовой) борьбой насмерть. Между группами с первичными навыками труда и абстрактного мышления возникают конкурентные враждебные отношения взаимного уничтожения на основе отбора именно этих свойств. Возможно даже, что здесь ведущим мог оказаться, как при земном антропогенезе, каннибализм. Очевидно, процесс приматогенеза происходит по принципу кибернетической связи плюс/плюс, то есть стремительно, фактически как взрыв. Остается один вид, Примат, перед которым открывается путь к созданию цивилизации. Примат все более подчиняет себе потоки энергии и вещества в биосфере. Биосфера с появлением Примата должна стать качественно иной. Гордость цивилизации, научно-технический прогресс, совершается одним биологическим видом, Приматом, несущим в себе наследственный и ментальный груз приматогенеза – агрессивность, ксенофобию, хитрость, коварство, страсть к войнам, пренебрежение к живому и неживому окружению. Тем самым Примат создает угрозу своему существованию. И когда-нибудь эта растущая угроза может осуществиться. И Примат вместе со своей цивилизацией исчезнет еще до тех пор, когда его технологии успеют достичь столь высокого уровня, чтобы связаться с собратьями в космосе.
Не в этом ли разгадка парадокса Ферми – несмотря на логичность обоснования существования внеземных цивилизаций, до сих пор не обнаружено ни одного их признака. В 1955 году в ответ на доводы коллег о наличии внеземных цивилизаций и носителей внеземного разума великий физик коротко вопросил: «Ну и где они?» С тех пор предпринималось много попыток решить парадокс Ферми. Более полувека действует международная программа «Поиски Внеземного Разума» – Search for Extraterrestrial Intelligence (SETI). Публикаций – масса, итог – нулевой.
радиотелескоп Аресибо в Пуэрто-РикоВажные инструменты в поисках внеземного разума – большие радиотелескопы, такие как Аресибо в Пуэрто-Рико. www.space.com
Мы, принимая доводы сторонников признания в космосе многих мест возникновения жизни и цивилизаций, предполагаем, что порождение жизни, субъект цивилизации вид Примат в силу специфики приматогенеза и техногенеза несет в себе опасность как самому своему существованию, так и существованию своей биосферы. Большая вероятность исчезновения Примата и порожденной им цивилизации еще до того, как их научно-технический прогресс сможет обеспечить их связь с космическими соседями.
А если это и произойдет, если на Земле появятся пришельцы, то – разделим опасения Стивена Хокинга – они могут поступить с нами, как конкистадоры с цивилизацией инков. Поскольку они – тоже порождение своего Примата.
Все это заставляет нас, людей Земли, задуматься, пока не поздно, о своей судьбе. Стремительное практически неконтролируемое развитие социума и техники по принципу плюс/плюс – чем больше, тем еще больше: гонка вооружений, рост «зеркальных ответов», покрытие планеты техногенными отходами, быстрое сжигание накопленной биосферой за четыре миллиарда лет органики, вероятность техногенной сингулярности (искусственный компьютерный разум обойдется без Примата) – все это соответствует представлениям о торжестве связи плюс/плюс, приводящей к взрыву. Наше спасение – в переходе на корректирующее регулирование с обратной связью плюс/минус. Это грандиозная задача, требующая неимоверных усилий.