Новости о прошлом Древнего Рима
Имя яванов в современном русском языке выглядит как иван.
В I веке до новой эры в Риме начались гражданские войны. Гражданская война всегда сопровождаются эмиграцией — граждане не любят убивать граждан. Междоусобица в Риме продолжалась почти сто лет; Отечество были вынуждены покинуть очень многие.
Ветераны вооруженных сил Respublicae попадали на чужбину и по своей воле, и вынужденно.
Новокшонов описал несколько потоков римских невозвращенцев на восток.
Римские невозвращенцы в Азии
В 91 году до новой эры, не добившись предоставления прав римского гражданства, города и племена Южной Италии восстали и создали собственное государство Италия со столицей в Corfinium. Во главе союза был поставлен Совет пятисот, восставшие чеканили серебряную монету с изображением быка, попирающего римскую волчицу.
Bellum Sociale продолжалась четыре года (91–88 гг. до н. э.). Римляне терпели тяжёлые поражения, а когда заколебались сохранявшие до этого верность этруски и умбры, Сенат предоставил гражданство всем союзникам, не примкнувшим к восставшим (90 г. до н. э.). В 89 г. до н. э. гражданство было предоставлено всем сложившим оружие.
Лишь после этого римляне разбили лучшие силы восставших. Те, кто не сложили оружие, ушли морем через Египет на восток, где тоже почитали быка, в образе которого Юпитер похитил Европу.
В Египте под именем Серского быка (греч. Σέραπις) почитался Осирис, он же — римский Pluto (греч. Πλούτων), также Dis или Orcus — повелитель загробного мира.
В 53 году до новой эры огромную армию повел против Парфии победитель Спартака Marcus Licinius Crassus. Его армия была разбита у города Harran, near the modern village of Altınbaşak, Turkey. Парфяне захватили в плен 10 тысяч легионеров, имевших гражданство Рима, и неопределенное число военных, завербовавшихся в армию ради получения гражданства.
Пленных парфяне разместили в Margiana — modern Turkmenistan. Они занимались строительством дороги в Китай, разработкой месторождений меди в Афганистане, некоторые, женившись на парфянках, участвовали в боях с соотечественниками под командованием Квинта Лабиена, сына легата Гая Юлия Цезаря в Галлии Тита Лабиена.
Тысячи римских граждан были захвачены парфянскими коллаборационистами в плен в Малой Азии (Turkey). Их парфяне также отправлялись в лагеря восточнее Margianae.
Особенно большое пополнение прибыло к пленным после разгрома парфянами огромной армии Марка Антония в 36 г. до н. э. В его разбежавшихся войсках одних кавалеристов из жаждавших гражданства испанских кельтов и галлов было 10 тысяч.
Многие тысячи молодых римских мужчин легко находили себе жен у кочевников и обзаводились многочисленным потомством.
Шумерский rex (царь, х_й) Tukulti-Ninurta I увез из Вавилона к себе в Шумер статую быка, изображавшую Marduk — главного покровителя Вавилона, прямого потомка и законного наследника шумерских богов, который приходил за наследством в Шумер с севера, из Marga (Mard + лат. dux, вождь).
Римские невозвращенцы в Европе
Ветераны Гнея Помпея Великого, объявленного греками на Востоке «царем царей», обзавелись потомством в Бретани раньше, чем их коллеги в Центральной Азии.
В испанских землях племени венетов стояли 7 легионов помпеянцев под начальством Lucius Afranius, Marcus Petreius, известного ученого Marcus Terentius Varro и других легатов. Polybius пишет, что veneti внешне были похожи на кельтов, но их язык был другой. На языке венетов сохранилось свыше 300 надписей.
В июле–августе 49 г. до н. э. Gaius Iulius Caesar распустил эти легионы, предложив желающим принять участие в войне со своим бывшим патроном-отцом — Помпеем. Согласились немногие. Немногие ушли к Помпею, а большинство предпочло не участвовать в братоубийстве, воспользовавшись возможностями своих тестев.
Чувства чести и долга военных были поколеблены, возобладали родственные.
Венеты были искусными моряками, их корабли отличались от римских и походили на египетские. Все венеты погрузились на суда вместе со своими римскими зятьями и ушли из Бретани в спокойную от гражданской войны Балтику. В 12 г. до н. э. первый император Рима Caesar Augustus учредил Совет трёх Галлий (concilium trium Galliarum). Венетов в нем уже нет.
Потомки легионеров и венеток обосновались по Висле и побережью Балтийского моря. Имя Балтика происходит от латинского balteus (перевязь меча, литовское baltas, латышское baltos, white). Внуки римлян сохранили свое племенное имя — Venedi, Veneti.
В июне 455 года они потревожили Рим под именем Vandili, а после победоносных походов Аттилы (Atta, Отец) основали в Италии город Venetia (V–VI вв.).
Тогда же первый готский историк Iordanes отнёс их к славянам. Имя потомков легионеров Respublicae сохранилось в наименовании вятичей (произносилось вентичи).
Названия Wenden и Winden употреблялись в Средние века немцами для обозначения славян. В эстонском и финском языках Россия именуется Venaja, а русские — venalainen.
Не все граждане уходили путем венетов от братоубийства по-военному. Но путь в Новый Свет у таких был одинаков, — через второй по размеру город Respublicae — Gades (ныне Cádiz). По имени этого города был назван еще один народ колонистов на Балтике — gadi-gata-goti.
Чистокровные граждане Рима ушли на восток вслед за ушедшей из Империи Libertas. В лишенных тирании императоров землях они обильно плодились и размножались.
В Италии же размножались потомки рабов, которым ушедшую Libertas заменила рабская Caritas. В III веке рабская порода и кровь окончательно заменила в Риме господскую. Двумя веками ранее из Рима на Восток ушли все этруски.
Рим опоясанных стражников на Востоке
Римляне называли себя одетым в тоги народом — togati.
На Востоке это прозвище сохранилось — togari-tochari (tatari).
Невозвращенцы создали в бассейне Среднего Енисея крупную горно-металлургическую промышленность, названную археологами тагарской культурой. Археологи различают два вида бронзовых изделий этрусских металлургов: тагарские, связанные преемственностью с инвентарём предшествующего периода, и гуннские, широко распространённые в это время во всём поясе азиатских степей, — кроме Среднего Енисея в Забайкалье, Монголии и Ордосе (от лат. ordo).
Римский спор между optimates и populares продолжился на Востоке. Тога опять уступила место мечу. Основатель Kushan Empire Kujula Kadphises сверг правителя саков Большого Юэчжи, бывшего главой тогатых. В кушанских памятниках название tochari не встречается, тогда как в античных, индийских, тибетских и китайских источниках упоминаются именно tochari, а не kushan.
Имя kushan (русск. кушак) значит «опоясанные стражники» (латинское custos). Военнослужащие римской армии носили наборные военные пояса — cingulum. Наборные пояса широко бытовали в средневековье от Подунавья до Тихого океана. Наличие пояса с мечом указывало на происхождение, родоплеменную и сословную принадлежность.
Быстрые изменения поясных наборов после VI в. в Евразии связаны с судьбами государственных объединений.
Нижние чины римской армии, milites gregarii (grex, краги, грех) носили меч gladius на правом боку, командиры и начальники на левом. На другом боку военные таскали пугающий штатских кинжал pugio. Gladius и spatha (шпага) у богатого молодого сака из могилы кургана Иссык. У него же — на шее золотая bulla и cingulum (цинга).
Привычка японских самураев таскать с собой два меча также идет оттуда.
Во главе пяти колонн своих баранов (aries) kushan Kujula Kadphises вторгся в Индию. Римские мечи (Type Pompeii) там — обычная находка археологов вплоть до Индии Южной. Kushan Empire was a syncretic empire, formed by the Yuezhi in the Bactrian territories in the early 1st century.
Скульптура самого знаменитого императора kushan Канишки, выставленная в музее Матхура, имеет два прямых меча. Это римские spatha и gladius. Наскальная надпись на бактрийском языке греческим алфавитом в Афганистане приписывает ему кличку Баго — Бог.
Kanishka the Great утвердил в своем царстве древнейшую религию (присягу) римлян — Великому Янусу (Mahāyāna, Учение о Слове-Славе — Allah). Тогда же его умельцы изобрели бумагу и начали ее производство в Samarqand (Maracanda).
Бог был главой учебного заведения для славянской молодежи. Руины самого древнего в мире университета Nalanda лежат в 90 км южнее Patna (modern-day Bihar in India).
Распространение mahayana шло по-военному, как и распространение её отражений, порожденных ошибками переводов вестников и проповедников (архангелов, ангелов и апостолов).
Бхагавана Будду, проповедовавшего в Центральной Азии устно своей Алмазной сутрой, окружали архаты (латинизм из греч. ἀρχή); Бога — 7 архангелов (editors) и 70 родов ангелов (journalists, юродивых, вестовых, греч. ἄγγελος), давших потомство после того как они сошлись с прекрасными дочерями господ.
Среди писарей на службе у Bhagavān было немало грамотных евреев и полукровок идумеев (персов).
Bhagavān руководил Великим переселением народов (нем. Völkerwanderung) — заселением его учениками славянами-словенами пустующих земель в Восточной Европе.
Имя Бога сохранилось в языках тюркских по матерям племен, не говоривших на словенских наречиях немцев (немых, лат. nemo): англ. big, bag, book, box, bax и boss, нем. Buch, и т. д. Во французском языке именем бога ругают немцев — боши (boche).
Имя должности Бог значит в узбекском голова — бош (boсh, русск. бошка) —, но и пустой. Бакшеем назывался писарь у татар. В бурятомонгольском его имя живет в слове учитель — багша. Все будды проясняют пустоту (Janus).
Великая Русь
В Кушанской империи у военнослужащих было две породы самок для размножения — белокожие и рыжие сачки (сучья порода) и желтокожие и черноволосые тюрчанки (волчья порода). И тех и других римляне из италиков называли lupae — любы.
Речь детей римских кельтов-отставников и тюрчанок (хунну) породила протогерманский язык.
Речь детей римских жидов (евреев)-дембелей и тюрчанок (гунны) известна ныне как идиш.
Самыми умелыми воинами среди италиков считались люди племени марсов.
Военных в Риме называли красные — russi-russati. На востоке эта сословная кличка объединяла потомков невозвращенцев — rusi-russian.
Римский писатель III века (около 280 года) упоминает о Руссах, Russi, как союзниках Саков, Saci, беспокоивших Империю.
Подросшие сыновья римских военных учились языку кшатриев в лагерях. Санскритское kampana- — это заимствование из латинского campus. Военные лагеря были неповторимым римским видом населенного пункта. В названии военных лагерей всегда присутствует слово castra — лагерь. В Римской Империи языком армии был латинский, и поэтому даже лагеря, которые располагались на Востоке, получали названия с латинским словом castra.
В России такие поселения обычны: Костерево, Кострома, Касторное etc. Костры — обычное дело для castrum, военного лагеря кшатриев. У русских костер: поленница, сложенные в клетку дрова; встарь, для сожигания трупов. Костёр означает город. Костерить кого, ругать, бранить, поносить, кастить, кстить, крестить. Новокшонов = Новокрещенов. Обычно русское имя Костя, которое ошибочно считают сокращением от Константин.
Пришедшие в Волго-Вятский край III–V вв. мужчины и женщины таскали римские военные ремни, а также перевязи (cingul-, balte-), которые обычно украшались бляшками (bullat-).
Распространение так называемых тагарских блях с изображениями оленей делится по своеобразию на две области: западную (Причерноморье, Северный Кавказ, Передняя Азия) и восточную (Минусинская котловина, Западная Сибирь, Саяно-Алтай и Центральная Азия, Восточный Казахстан и Средняя Азия и т. д.).
Русских разведчиков IV–VII вв., тревоживших византийцев, греки именовали антами, от латинского ante, передние, первые.
Iordanes сообщает, что Ostrogothi Greutungi под началом короля Vithimiris-Winiþ-arja (The winner of the Aryans-wends) захватили в плен и распяли первого известного на Западе по имени вождя антов-славян Бога-Божа-Boz, его учеников и 70 старейшин. Распятие Бога со стариками и детьми относят к 375 г.
Думаю, Бога и его Университет убили в Irpin.
Вскоре произошла битва при Adrianoupolis (378 г.), закончившаяся разгромом ромейских войск.
У Бога были заступники.
В войне с богоубийцами готами славян поддержали венеды-вятичи. Главой мстителей со всей Евразии стал Flagellum Dei — Attila.
Смерть Бога с его Университетом оказалась невосполнимой утратой. Исполняющий обязанности Бога при Аттиле Budda-Bleda не соответствовал занимаемой должности. О нем и его именах осталась неоднозначная память. С одной стороны, в памяти славян его имя живет в словах блуд и блядь, с другой стороны, — в его честь назван город Budapest, в скандинавских сказках его поминают под именем Baldr, а в английском языке его имя живет в словах Blood&Blade.
Литература
1. Римские невозвращенцы: утешение дырой. Επος. Черновик со страницами и полями для маргиналий читателя. (Монография). «Свое издательство», СПб, 2013. 414 стр.
2. ТРЛ Бога (по-русски). (Монография). Электр. ресурс. "Academia.edu" is a platform for academics to share research papers. 2014. 227 стр.
3. Речь против языка. (Монография). Издательский дом Высшей школы экономики, М., 2016. 15,3 уч.-изд. л. 296 стр.
4. ТРЛ Бога (по-русски). I часть. Валиком. (Монография). «Издательские решения», М., 2016. 159 стр.
5. «Промежуточные итоги речевого эксперимента под кличкой Redshon в сети Internet». (Статья). Электр. ресурс. Digital-агрессия: что делать, и кто виноват? / Сборник статей и материалов к научно-практической конференции. М., 2015.
6. Redshon. Сталин и я. Азбука. (Монография). М., Издательские решения. 2016. 528 стр.
7. Эхо Древнего Рима в современном русском языке (Статья).Электр. ресурс. Петербургский наблюдатель. Газета литераторов, журналистов и философов. СПб, 2016, 10, 2016.
8. От ангелов до юродивых: из прошлого отечественной журналистики. (Статья). Электр. ресурс. Петербургский наблюдатель. Газета литераторов, журналистов и философов. СПб, 2016, 04, 2016.
9. Бородатые еврейские казаки Светлейшего князя Потемкина-Таврического (Статья). Клио, журнал для ученых, №7(58) 2011.
10. Римская эмиграция в Центральной Азии (Статья). Клио, журнал для ученых, №9(60) 2011.
11. Война и язык: margo, маргарита и узбеки (Статья). Клио, журнал для ученых, №10(70) 2012.
12. Начало русского меча (Тезисы). «Товарищъ», издание Ленинградской торгово-промышленной палаты. №9, 2013.
13. Публицистическая война в блогах и троллинг. Публицистика в современном обществе, СПбГУ, 2014.
14. Развлекательность в медиатекстах изданий ООО «Издательский дом «ВПК-Медиа» (Статья). Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. 19–20 апреля 2012 г.
Наука
Новокшонов Дмитрий
-
Это про собак, надеюсь?) "В Кушанской империи у военнослужащих было две породы самок для размножения — белокожие и рыжие сачки (сучья порода) и желтокожие и черноволосые тюрчанки (волчья порода). И тех и других римляне из италиков называли lupae — любы".
-
Оля! Я надеюсь, это НЕ про собак!!!
-
Совсем нет. Это обыгрываются исходные значения индо-персидского названия племени sa-ka (sa- собака, псица), давшего русские слова сука-сака, и прототюрскского teurk- (волк, полагаю, дало в русском "тёрка, тереть").
Женщины этих двух племен дали потомство разноплеменным militibus Romae в Центральной Азии.
На Балтике матерями потомства были женщины племени venetarum. Матерями готов были самые разные самки, надо еще исследовать. Яваны размножались от семито- и тамилоязычных самок, особо ценились гречанки и персиянки. Хотя последние покапризнее были.
Также прошу оценить игру слов lupa -- любАя, но libera -- лЮбая (обе -- любы).
Надеюсь, все помнят, что современное имя "собака" происходит от переосмысленного имени египетского крокодила Собека, их кушаки-кушане разводили, одомашнив, в Центральной Азии. Последнего потомка одомашненных коркодилов, насколько известно, убили в Новгородской области в XIX веке. Академик Б. Рыбаков посвятил новгородским коркодилам любопытное исследование.
Также прошу помнить, что слова женщина и мужчина это слившиеся жена чином и муж чином. Не всякий самец mas-муж, не всякая самка (femina) -- жена-gena-人.-
-
Дорогая Ольга! Подскажите, пожалуйста, что происходит со счетчиком посещений в верхнем левом углу над статьей? Пару часов назад он показывал 131, а сейчас 102 посещения. Это хорошо или плохо?
-
Вопрос задан не по адресу. Можете написать мне на почту web.editor1@21mm.ru
-
-
-
-
-
-
Про происхождение слова "собака" от имени бога-крокодила не помню. Знаю другую версию: есть в славянских языках глагол "бачить" - смотреть. Так вот "со-бака" для пастуха или охотника - это тот, кто смотрит вместе с ним.
-
Огромное вам спасибо за дополнение! Не подскажете, откуда вы почерпнули эту этимологию? Происхождение имени собаки от собека я излагаю в "Дыре" ("Римские невозвращенцы: утешение дырой", см. литературу). Приведенная вами мне кажется несостоятельной, хоть и весьма остроумной, но необходимо ее непременно упомянуть в будущем переиздании и разобрать!
Если же вам любопытно прочесть о том, как египетский собек стал славянским (не совсем точно, но пока не подобрал иного наименования этому наслоению в славянских языках) собаком: https://www.academia.edu/29589812/%D0%94%D1%8B%D1%80%D0%B0.pdf-
Дмитрий, к сожалению не могу сослаться на конкретный источник, это еще со школы помню. Нашла интересную ссылку https://www.proza.ru/2014/11/29/693
-
Ознакомился. Чудесное объяснение, и весьма внятное, что всегда присуще народной этимологии. Однако М. Р. Фасмер установил, что: соба́ка, укр. соба́ка, блр. саба́ка, др.-русск. собака, польск. диал. sobaka (Великопольша; см. Розвадовский, RО I, 107; в Верхней Силезии – в функции ругательства; см. Олеш, Beiträge 104), кашуб. sobaka "распущенный человек" (Лоренц, Gesch. d. роmоrаn. Spr. 13; Slowinz. Wb. 1073; Ван-Вейк, ZfslPh 3, 468). Это слово, распространение которого не ограничивается вост.-слав. языками,.. ср.-ир. *sabāka-, ср. парси sаbаh (Хоутум–Шиндлер, ZDМG 36, 62; Уленбек, AfslPh 17, 629; Aind. Wb. 322), авест. sраkа-, прилаг. "собачий", sрā "собака", мидийск. σπάκα (την γὰρ κύνα καλέουσι σπάκα Μῆδοι; см. Геродот I, 110); см. Фасмер, RS 6, 175 и сл.; Иокль, WZKМ 34, 30; Мсерианц, РФВ 65, 170; Кречмер, Einl.
Любопытно и то, что глагол "бачить" имеет этимологию темную:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/vasmer/36697/%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C
Таким образом:
1. Глагол бачить появляется позже широкого распространения в ЦА имени собе/ак- (что, кстати, может указывать и на то, что бачить производное от собаки, туда же, кстати, barking dog never bites).
2. Не припоминаю случая, чтобы важное домашнее животное, которому в обычае давать личную кличку, получало обобщающее имя по образу со-путник, су-пруга, со-глядящий-со-бачащий. Обычно наоборот.
3. Древнейшие места, где зафиксированы имена похожие на соба/ек совпадают с местами в ЦА, где разводили крокодилов и страусов.
Ценность вашего замечания для меня еще и в том, что упомянутая Иродотом мидийская σπάκα (Геродот I, 110) есть еще одно маленькое доказательство моего предположения, что труды Иродота написаны не так давно, как считается ныне.
По моим выкладкам, пока недостаточно убеждающим коллег, за именем Иродота скрыт придворный историк знаменитого иудейского царя Ирода, от многочисленных трудов которого, как считается ныне, не дошло ни строчки.
Слава вам!
-
-
-
-
Вопрос к автору статьи. Дмитрий, а список литературы в конце - это список источников, из которых вы почерпнули информацию?
-
Нет, это перечислены основные мои труды, в которых я касаюсь и других сторон затронутого предмета. В них все необходимые ссылки на источники. С ними у классических филологов все очень строго. Происхождение русских и славян лишь часть предмета моего исследования.
-
-
Прелесть! Уважаемый автор мог бы конкурировать с М. Задорновым.
-
Простите, не очень понял, чем обязан сравнением с покойным Михаилом Николаевичем? Это порицание или одобрение? Если порицание, то видимо вы хорошо знали М. Н., и он вас чем-то обидел, но ведь обо мне вы ничего не знаете! Если одобрение, то не соглашусь с вами. М. Н. был даровитый любитель, а я дипломированный классический филолог, который занимается описанными вопросами три десятка лет. Вы можете сказать что-то по сути написанного?
-