Низкоуглеводная диета и антибиотики могут помочь в лечении опухолей мозга

Десятилетиями медики и учёные пытались бороться с глиобластомой, комбинируя различные варианты лечения, но, кажется, несколько преуспели лишь сейчас.
Низкоуглеводная диета и антибиотики могут помочь в лечении опухолей мозга
Глиобластома — это агрессивная опухоль мозга, которая с трудом поддаётся лечению. Современные стандарты оказания медицинской помощи, сочетающие хирургическое вмешательство, химиотерапию и лучевую терапию. Всё это вызывает не самые приятные побочные эффекты, но и в этом случае средня продолжительность жизни пациентов составляет от полутора до двух лет.

Международная группа исследователей, возглавляемая профессором биологии Томасом Сейфридом и Пурной Мухерджи из Бостонского колледжа опубликовала доклад, в котором описала новый комбинированный метод борьбы с глиобластомой при помощи специальной диеты и антибиотиков.

За основу своей работы они взяли популярную гипотезу о том, что глиобластома — это в первую очередь митохондриальный метаболический недуг. Изучая работы, опубликованные учёными ранее, биологи в ходе серии различных экспериментов обнаружили, что при особой диете с высоким содержанием жиров и низким процентом углеводов позволяет антибиотику 6-диазо-5-оксо-L-норлейцину проникать через гематоэнцефалический барьер, предохраняющий мозг человека от травм и воздействия различных микроорганизмов, циркулирующих в крови.

Благодаря описанному выше сочетанию, исследователям удалось добиться успешного разрушения раковых стволовых клеток и мезенхимальных клеток, которые преобладают в глиобластоме.

Глюкоза вырабатывается организмом из поступающих с пищей углеводов. Она крайне важна для функционирования мозга, но при кетагенной диете в организм человека не поступает достаточного количества углеводов, а жиры, которым изобилует такой рацион, преобразуются в жирные кислоты и кетоновые тела, которые и поступают в мозг вместо глюкозы.

Такая диета уже эффективно показала себя при профилактике и лечении эпилепсии у детей, а теперь нашла ещё одно неожиданное применение.

В своём исследовании учёные обращают внимание на то, описанная ими стратегия отлично проявила себя в ходе экспериментов на лабораторных мышах с глиобастомой, существенно повысив их выживаемость, обратив вспять симптомы заболевания и улучшив общее состояние испытуемых животных. Более того, калорийная диета облегчила доставку лекарственных препаратов к опухоли и позволила существенно снизить дозировку.

Ряд исследований уже давно указывает на то, что углеводная глюкоза и глутамин являются не только самыми популярными видами «топлива» в организме, но и способствуют развитию глиобластомы наряду с другими видами онкологических заболеваний.

Исследование команды Сейфрида, как считают сами учёные, косвенно подтвердило возможность успешного и нетоксичного воздействия на глиобластому, поэтому специалисты намерены и дальше продолжать работу, чтобы выяснить, можно ли применять подобную диету и аналогичные препараты в борьбе с другими формами злокачественных опухолей.

Фото: news.nte4.com