Российские учёные изучили активность мозга людей, пытающихся вести себя не соответственно своему психотипу, и выяснили, что это трудная задача на уровне нейрофизиологии.
В исследовании, проведенном учёными из НИИ физиологии и фундаментальной медицины, а также Института высшей нервной деятельности и Института психологии РАН, испытуемым показывали изображения людей с разным выражением лиц: радостным, гневным, нейтральным. Затем им предлагалось выбрать стратегию поведения по отношению к каждому такому "вымышленному другу". Дружить с ним? Проигнорировать? Или проявить агрессию?
Учёным было интересно, как принятие этого решения и сопровождающая его активность мозга зависят от типа личности испытуемого. Для каждого психотип определили заранее по шкалам экстраверсии, невротизма и психотизма.
По шкале Айзенка этими свойствами в той или иной мере обладают все люди. Однако высокая оценка по шкале экстраверсии, к примеру, говорит не только о дружелюбии человека, но и о его зависимости от других, невозможности сопротивляться их влиянию, даже если оно разрушительно. Невротизм, в свою очередь, сопровождается повышенной тревожностью, низкой самооценкой, неспособность контролировать эмоции. Психотизм в крайнем проявлении - отсутствие гибкости, субъективизм, постоянное внутреннее напряжение и, как следствие, конфликтность и агрессия.
Подключив своих испытуемых к аппаратам ЭЭГ, исследователи заметили, что у врождённых экстравертов выбор агрессивного поведения сопровождался усилением тета-ритма в коре лобных долей, отвечающей в том числе за эмоции. Проще говоря, пытаясь быть агрессивными экстраверты испытывали огромное эмоциональное напряжение, как будто не сидели в лаборатории, а вели по трассе болид Формулы-1. То же самое наблюдалось, когда, склонные к конфликтам психотики старались быть дружелюбными, а люди с высоким невротизмом, обычно вообще избегающие всяких контактов, выбирали путь взаимодействия.
Одновременно, когда выбор человека и его предрасположенность совпадали, тета-ритм в лобной коре проявлялся намного меньше.
Тета-ритм, напомним, один из нормальных ритмов мозга, его нам навязывает гиппокамп. Это ритм сосредоточения, удержания внимания на одном объекте или источнике информации, ритм обучения. Типичный пример человека, чей мозг синхронизирован в тета-ритме - студент, повторяющий билеты перед дверью экзаменатора. Напряжение и сосредоточенность в этот момент так велики, что человек вообще не замечает происходящего вокруг.
По словам Геннадия Князева, заведующего лабораторией дифференциальной психофизиологии в НИИ физиологии и фундаментальной медицины, это исследование должно помочь понять, чем наше социальное поведение обусловлено на биологическом уровне. Ответить на этот вопрос учёные пытаются в рамках "Лаборатории биологических маркеров социального поведения человека".