Наши вымершие предки задолго до Homo Sapiens достигли «крыши мира»

Тибетское нагорье, или же Гималайское плато, называют «крышей мира», потому что оно находится на большой высоте: в среднем 4 000 метров над уровнем моря. Ученые считают, что если бы не денисовцы, вымершие предки современных людей, наш вид никогда бы не поселился на самом высоком плато в мире.
Наши вымершие предки задолго до Homo Sapiens достигли «крыши мира»

Тибетское нагорье – обширный участок, лежащий на территории нескольких стран. Ученые признают его одним из последних мест постоянного обитания Homo sapiens. Однако оставался открытым вопрос: всегда ли на «крыше мира» жили люди?

Исследователи использовали археологические и генетические данные для разработки двух контрастных моделей заселения Тибетского нагорья: непрерывную и разделенную во времени. Согласно второй модели, люди часто появлялись на плато на протяжении десятков тысяч лет, но не жили там постоянно. Остались на месте они лишь около 9000 лет назад. В качестве альтернативной версии ученые рассматривают постоянное заселение Тибетского плато, которое началось между 30 000 и 40 000 лет назад. Если это так, то денисовцы (Homo denisovensis), наши предки, постепенно учились жить там, где воздух разрежен. Анализируя данные ДНК, скрещивание между Homo denisovensis и Homo Sapiens в Восточной Азии произошло около 46 000 лет назад и могло постепенно передать нашему виду гены, необходимые для жизни в среде с низким содержанием кислорода.
«Хотя мы не знаем, были ли денисовцы хорошо приспособлены к высокогорью, передача некоторых из их генов нам могла стать тем самым поворотным моментом, который спустя тысячи лет помог нашему виду адаптироваться к гипоксии», – отмечает антрополог Николас Звинс из Калифорнийского университета в Дэвисе.
В настоящее время большинство современных тибетцев имеют ДНК, содержащую особую вариацию гена Endothelial Pas1 (EPAS1), который помогает людям противостоять недостатку кислорода на больших высотах. Найденная в 2010 году к северу от Тибетского плато кость денисовца демонстрирует ту же генетическую особенность. Однако с уверенностью сказать, был ли у наших предков этот ген, пока сложно, потому что ученые не изучили достаточное количество останков денисовцев.

Пока мы не узнаем больше, авторы утверждают, что не стоит исключать возможность того, что Homo Sapiens постоянно жил на Тибетском нагорье еще 40 000 лет назад. Рассмотренные модели создают основу для дальнейших археологических и генетических исследований.

Работа была опубликована в журнале Trends in Ecology & Evolution.
Фото: Oksana Chekulaeva, National Geographic