На каменном троне
– В 1984 году этнолог Светлана Васильевна Жарникова идентифицировала ареал «забытой» Гипербореи на современной карте России. А мы лишь ищем сохранившиеся памятники той эпохи.
– Идея найти следы Атлантиды или Гипербореи оформилась сама собой, еще в юности. Я с детства много читал, и с одной стороны, меня очень интересовали физика и химия, а с другой – история, историческая география, древние цивилизации. В студенчестве увлекся альпинизмом, и пошло-поехало… И где бы я не бывал, меня всегда влекли древние сооружения, легенды, связанные с ними.
К середине 90-х я понял, что именно надо искать: решил сосредоточиться на древних мегалитических объектах и святилищах. Таких объектов неизвестного происхождения много на территории Западной Европы: Стоунхендж и Эйвбери в Англии, курганы Нью-Грейдж и Наут в Ирландии, ряды менгиров в Карнаке (Франция), мегалитические храмы на Мальте... А что если все это звенья одной цепи? И почему бы в нашей стране им не быть… Тем более что динозавры в России давно найдены.
Как только стало ясно, на что следует обратить внимание, все стало на свои места: начали осмысливаться и известные памятники, и предыдущие находки. В 2000 году на высочайшем плато Кольского полуострова мы обнаружили ранее неизвестное, древнее рукотворное мегалитическое святилище. В том же году начали исследовать Соловецкий и Кузовской архипелаги. Выяснили, что так называемые «Петровские городки» на Соловках – это не имеющие аналогов трехгранные валунные пирамиды, ориентированные по сторонам света, сооруженные задолго до рождения царя Петра. С каждым годом артефактов становилось все больше: 10-метровая «Гранитная Стрела», 300-тонный каменный монолит «Черный артефакт», 3-метровое по оси «Вселенское Яйцо» из белого кварцита, саркофаг каменной «Гробницы» и «Спиральный Замок», антропоморфные и зооморфные лики, «Каменный Трон», менгиры и многое другое. В результате исследований мы высказали предположение, что самые высокие Соловецкие холмы – горы Секирная и Голгофа – тоже искусственного происхождения.
– Секирка, Голгофа и «Черный Артефакт» использовались и как культовые сооружения, и как ориентиры (причем, их навигационное значение и сейчас актуально). У большинства же объектов назначение сакральное. Например, антропоморфный лик – грубо вырубленное одноглазое лицо на отвесной 8-метровой скале (мы назвали его «Один») явно служило ритуальным целям. Рядом с ним комфортный, с каменным «диваном» грот «предсказателя», между ними плоская плита (жертвенник или алтарь), у «подножия» – ровная поляна 80 х 30м, служившая, например, для поклонений.
– А почему вы уверены, что, например, «Каменный трон» - это именно трон? Камень может трескаться, подвергаться эрозии...
– Мне часто задают этот «каверзный» вопрос. И я всегда спрашивают в ответ: если я на ваших глазах опрокину стул – поменяет ли он от этого форму, предназначение? Нет, вам очевидно, что это стул, на котором, когда он стоял, можно было сидеть. Когда я в 2001 году нашел на Чернецком острове лежащий «на спине» 3-метровый гранитный «Трон», то у меня не было никаких сомнений, что это именно трон, на котором когда-то сидели.
«Трон» ориентирован сиденьем на юг и стоит в ложбинке, напоминающей амфитеатр. Вполне возможно, это было место собраний жрецов.
– Почему мегалитические сооружения сосредоточены ближе к северу, а не на всей территории предполагаемой Гипербореи?
– В свое время мы обследовали разные районы, например Вологодскую губернию. Это древнейший район обитания людей, и, согласно карте Клавдия Птолемея, именно здесь находилась центральная часть Гипербореи, жили некие «скифы гиперборейские». Пласт их культуры дошел до нас в виде орнаментов, вышивок, узоров, значения которых в той или иной степени утеряно. А ведь это язык древних символов. Когда вологодские вышивки попались на глаза индийским ученым, они опознали в них древние орнаменты индийских штатов и были очень удивлены, узнав их истинное происхождение. Однако найти в Вологодской области другие артефакты чрезвычайно сложно. Там, где люди живут издревле, где много леса и почти нет природного камня, трудно ожидать наличия мегалитических сооружений. Если когда-то они и были, то пошли на нужды «народного хозяйства» в годы социалистических пятилеток – как известная часть вологодских курганов, срытая и использованная для прокладки дорог.
– Чем севернее, тем меньше людей, тем слабее их воздействие на окружающий ландшафт. Поэтому там выше вероятность сохранности наследия северной цивилизации, существовавшей в период климатического оптимума от VII до III тысячелетия до н.э. В III тысячелетии сильно похолодало, и население двинулось на юг.
– Климат не способствует сохранению органики. Это же не вечная мерзлота, из которой вытаивают мамонты, и не безводные африканские глины, хранящие кости древних приматов. Активная жизнь на севере не утихает даже зимой, под снегом. Микроорганизмы методично уничтожают органику и осенью, и весной, и особенно летом – коротким, но влажным и жарким. Лет за 500 ни от костей, ни от дерева не остается ничего.
– Культурным и этнографическим наследием, если смотреть на него с позиции здравого смысла. Так уж повелось – еще со времен засилья немцев, с которыми боролся Ломоносов – что все топонимы русского севера России упорно выводят из угро-финских (или даже германских) наречий: якобы русские оккупанты отняли эти земли у коренных угро-финских народов.
Но есть и другой взгляд. Например, этнолог С.В. Жарникова, опираясь на труды академика И.А. Соболевского, Б.А. Рыбакова, Н.Р. Гусевой, шведа Г. Йохансона, в результате многолетней работы по расшифровке топонимов и гидронимов русского севера убедительно доказала их древнеславянское происхождение. Она использовала карты Генерального штаба Российской империи, на которых названия даны без переименований и искажений, и санскрито-русский словарь. Так вот с санскрита подавляющее большинство топонимов и гидронимов свободно переводятся на современный русский язык, без «притягивания за уши» далеких по смыслу слов с угро-финских наречий. (Подробнее – в этом номере «ММ» на стр. 029. – Ред.)
– Отнюдь. В отличие от историков, мифы, основанные на народных преданиях, никогда не врут – они только приукрашивают события далекого прошлого. В истории народов именно эпос является одним из ведущих источников информации. Взять ту же Илиаду, по которой Шлиман в XIX веке нашел Трою. Так почему бы далее не доверять древним источникам, которые упоминают Гиперборею? Просто никому этому не выгодно на Западе – всерьез ею заниматься.
– Почему?
– Потому что мы дикие славяне, «неисторический народ», как говорил Гегель.
– Я продолжаю удовлетворять свое любопытство: изучаю тайну гибели дирижабля СССР В6, думаю о вовлечении брошенных маяков в охраняемое культурное наследие, продвигаю идею создания в России первого мегалитического парка на Кузовском архипелаге. Изучаю мегалитические святилища на территории нашей страны и за рубежом.
– А лабиринты на Соловках и Кузовах – это тоже святилища?
– Лабиринты – это не просто святилища. Вокруг них со времен античности много всего накручено… Но упоминаний об их назначении в шведском, в норвежском, карельском, финском, саамском эпосах нет. Поморы называли их огородами, городками или вавилонами.
– Древнеримский целитель Ювенал говорил: «Здоровый дух рождает здоровое тело». Человек – это, в первую очередь, дух, и как он себя ощущает, так и смотрит на мир. Внушением или самовнушением можно корректировать жизнь – институт жрецов это понимал с незапамятных времен, настраивая соплеменников на удачную охоту или битву. В этом есть огромная польза, как в любой мировой религии...
– ... то и найдешь.
Наука
Юлия Александрова