Муравей-панда и пчелиный волк
Впрочем, ученые уже давно объединили муравьев, термитов, пчел, ос и шмелей в группу «общественных насекомых», а тех причислили к общему отряду перепончатокрылых. Но мне особенно приглянулись две разновидности.
Пчелиный волк. Не волк и не пчела
Их еще называют филантами – по наименованию рода Philanthus, к которому относятся около 140 видов. В период размножения самки филантов превращаются в безжалостных убийц. Это песочные осы (семейство такое), которые для своих колоний роят норы в песчаных почвах (до метра в глубину!) и охотятся на других насекомых – даже на жуков. Европейский пчелиный волк Philanthus triangulum (четыре из пяти подвидов встречаются в основном в Африке) охотится только на медоносных пчел. Причем охотится для того, чтобы сделать из них «консервы» для своих личинок, – для одной личинки нужно четыре-шесть пчел.
Вот как это происходит. «Волк» хватает пчелу и жалит ее прямо в грудь – в грудной ганглий, отчего жертву сразу парализует. Своим жалом пчела не может защищаться, так как натыкается на «бронированное» брюшко осы-филанта. «Волк» выдавливает из пчелы и слизывает нектар (потому что вообще-то сама оса питается нектаром), чтобы обезвредить будущее «детское питание»: для личинки нектар – это яд, к тому же липкий, он может забить ее дыхальца. После этого оса относит парализованное насекомое к себе в нору и откладывает на ее яйцо. Затем приносит еще штук пять и «запечатывает» нору. Вылупившаяся личинка съедает пчел, прямо как «растишку», и вырастает. «Законсервировать» каждую пчелу и продлить ее «срок годности» осе помогают специальные бактерии (стрептомицеты, вырабатывающие антибиотики) из секрета желез на антеннах – кстати, этим же секретом самка обрабатывает стены своей выводковой камеры, чтобы предотвратить появление плесени. Потом бактерии проникают в кокон личинки и питаются продуктами ее жизнедеятельности. Такой симбиоз существует уже 68 млн лет – за это время состав антибиотиков почти не изменился.
Муравей-панда. Не муравей и не медведь
Или «бархатный муравей». Но это не муравей вовсе! Это бескрылая оса-немка из Чили. Она черно-белая и пушистая, но весьма коварная – паразитирует в гнездах других перепончатокрылых: ее личинки пожирают чужих личинок и там же окукливаются. Взрослая особь на первый взгляд безобидна – питается нектаром, но из-за смертельных укусов «муравья-панду» прозвали «убийцей коров». Жало осы-немки длиннее и мощнее, чем у других ос и пчел, а вот «покусать» ее саму другим насекомым не удается: мешает прочная оболочка. Все это только про самок – у самцов жала нет, зато есть крылья, поэтому в брачном полете самец несет самку «на руках». А уже после спаривания самка ищет, в чьем бы гнезде отложить яйца.
Наука
Вероника Сурняева
-
Задумался о сравнении организации жизни этих милых насекомых с обществом людей. Кажется, мы здорово проигрываем, особенно на дистанции в 68 млн лет. Тут гарантий выжить хотя бы еще 100 - 300 лет, мне кажется, никаких.