Мой внутренний суфлер
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


ШВЕДСКИЕ СОЦИОЛОГИ в 2009–2010 годах изучали процесс принятия решений в группе государственных венчурных капиталистов (Malmström et al., 2017). Это своего рода комиссия, куда приходят предприниматели, чтобы представить на суд бизнес-идею и в случае успеха получить финансирование на ее воплощение. За два года социологи собрали материал со 125 собеседований, включая закрытые обсуждения проектов. Заметили закономерность: женщины преуспевали гораздо меньше, чем мужчины. Среди заявок, поданных женщинами, 53 % были отклонены, а у мужчин отказы составили только 38 %. Кроме того, если предпринимательницам давали добро, сумма, которую им готовы были выделить, в среднем составляла 25 % того, что они просили (у мужчин – 52 %). Тогда социологи проанализировали, как капиталисты обсуждали заявителей разного пола: какие эпитеты использовали, какие делали замечания. Когда они опубликовали результаты, финансистам и финансисткам одной из самых продвинутых в плане гендерного равенства стран Европы пришлось краснеть. Оказалось, они прибегали к стереотипам. Молодых мужчин описывали как перспективных, молодых женщин – как неопытных. Агрессивных в общении мужчин – как уверенных в себе, женщин – как слишком эмоциональных и несдержанных. Осторожных мужчин – как предусмотрительных, женщин – как нерешительных. Сами капиталисты были растеряны: они были уверены, что судят трезво, вне всяких предубеждений.


СКРЫТЫЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ могут проявляться по отношению к любой социальной группе – представителям определенного этноса или расы, геям и лесбиянкам, трансгендерам, толстым или худым, молодым или старым. Везде, где можно сказать: «Это просто люди, не плохие и не хорошие», для нашего бессознательного оказывается, что нет, не «просто» – им уже приписаны какие-то характеристики, не связанные с тем, что делает их группой. Как умение играть на виолончели не связано с биологическим полом.
КОГНИТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИ в 1980-х годах поняли, что часть входящей информации наш мозг обрабатывает в обход сознания. На основе этого были разработаны две модели восприятия, отличные друг от друга только частностями. Одна из них называется эвристически-систематическая модель (heuristic-systematic model – HSM). Она предполагает, что обработка каждого входящего сообщения (хоть рекламного призыва купить новый «Лэнд Крузер», хоть встречи с новым человеком) в нашем мозге происходит двумя параллельными путями. Первый путь – систематический, то, что вы сознательно обдумываете, формулируя цели и обращаясь к знаниям. Например, «эта машина слишком дорогая для меня». Второй путь – эвристический: «Вжжж… Ух! Новая машина, скрипучая кожа сидений, скрытая мощь вырывается на свободу от нажатия педали газа, и вы внутри свободный(ая) как ветер…» Конечно, ничего подобного вы не воображаете, видя рекламу внедорожника. Но если бы эвристический путь восприятия не работал, рекламные слоганы казались бы нам глупостью. Тем не менее, все эти «Выбирая будущее» и «Управляй мечтой» каждый год делают солидную выручку производителям.

КАК ПОНЯТЬ, какие эвристические алгоритмы мы применяем к людям, если сами не способны их отследить? Тут социопсихологам пригодилось знание о другом механизме нашего восприятия – прайминге, или эффекте предшествования. Когда человеку последовательно предъявляют два стимула, то на обработку второго уходит меньше времени, если первый стимул был с ним связан. Например, если сначала вам показать синий квадрат, а потом слово «синий», вы считаете его быстрее, чем, скажем, слово «желтый» или «круг». В экспериментах это обычно фиксируется скоростью моторной реакции – подопытному нужно нажать кнопку. То же самое касается и слов или изображений, соединенных по смыслу через ассоциации. Например, слово «теплый» будет считано быстрее, если ему предшествовал «хлеб», а не «крокодил».

IAT – НЕ САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ СПОСОБ узнать о своих скрытых предубеждениях. Один и тот же человек при повторном прохождении теста может получить другой результат. На это, в частности, влияет язык прохождения теста. Так, арабским студентам, обучающимся в Израиле, тест приписывал гораздо меньше предубеждений к евреям, если был на иврите, а не на их родном языке (Danziger, Ward, 2010). Автор этого текста в один день получила оценку «сильные предубеждения» в тесте на ассоциации «пол – наука» на русском языке и «средние» – на английском. Может быть, английские слова кажутся мне более нейтральными и вообще вызывают меньше ассоциаций. А может, дело в переводе. Например, короткое английское «arts» в русском варианте заменено на громоздкое «гуманитарные науки», а «English», за рубежом аналогичный нашей филологии, – на «русский язык», который в России является учебной дисциплиной, а не названием области исследований.

ДАННЫЕ, собранные почти за 20 лет существования теста, обнаружили также, что его средние результаты – по стране или за промежуток времени – отражают глобальные тенденции.

Наука
Наталья Нифантова