Микрофлора рисунков да Винчи
Молекулярные исследования произведений искусства уже проявили себя в деле: в 2019 году на основании анализа микробиома ученые смогли определить условия хранения и даже потенциальное географическое происхождение трех статуй, конфискованных у контрабандистов. В этом году изучение микробиома древнего пергамента позволило установить животное происхождение кожи, использовавшейся для его производства тысячу лет назад. А в ходе нынешнего исследования команда специалистов из Австрии с помощью инновационной технологии Nanopore, считающейся секвенированием третьего поколения, впервые идентифицировала полный микробиомный состав нескольких картин великого итальянского художника.
Прежде всего, оказалось, что на картинах мастера доминируют бактерии, а не грибки, хотя сегодня принято считать, что именно последние являются преобладающим сообществом на бумажных произведениях искусства. Грибки долгое время были главными фигурантами микробиомного анализа из-за своего потенциала для биоразложения. Обнаруженные на картинах да Винчи бактерии характерны для человеческого микробиома и, скорее всего, появились на них вследствие постоянного контакта с людьми в ходе реставрационных работ. Кроме того, бактерии могли поселиться на картинах в результате контакта с насекомыми, например мухами, или их экскрементами.
Вторым открытием стало обнаружение большого количества человеческой ДНК. Увы, нельзя сказать, что эта ДНК принадлежит самому Леонардо да Винчи, скорее – работавшим над реставрацией картин мастерам. Наконец, исследователям удалось проследить корреляцию между микробными и грибковыми сообществами и географическим местом написания картин.
«Метод секвенирования Nanopore может быть использован как биоархив предметов истории, предоставляя собой своего рода «отпечаток пальцев» произведения искусства для нынешних и будущих сравнений», – пишут авторы исследования.Фото: Frontiers
Наука
Екатерина Луконина