Люди пили молоко задолго до того, как научились его переваривать

Что было раньше – яйцо или курица? Люди не могли переваривать молоко без появления определенных мутаций, однако чтобы эти мутации появились, они должны были пить молоко! Кажется, ученым удалось разрешить эту загадку: древнейшее свидетельство употребления молочных продуктов говорит о том, что обитатели Африки начали пить молоко минимум 6 тысяч лет назад, то есть еще до появления «молочных» генов.
Люди пили молоко задолго до того, как научились его переваривать

Все люди могут переваривать молоко в детстве, однако возможность делать это во взрослом возрасте появилась относительно недавно – около 6 тысяч лет назад. Взрослые переваривают молоко благодаря ряду мутаций, которые позволяют им вырабатывать фермент лактазу – она разрушает молочный сахар лактозу. Ген, обеспечивающий переносимость лактазы, широко распространен у жителей современной Африки, которые имеют 4 известных соответствующих мутации (у европейцев такая мутация лишь одна). Как только лактазная мутация появилась, она начала быстро распространяться – это может служить доказательством того, что обладавшие ей люди имели определенные эволюционные преимущества.

Чтобы выяснить «молочную» историю человечества, исследователи обратили свой взор на Африку, где люди начали разводить коров, овец и коз по меньшей мере 8 тысяч лет назад. Специалисты изучили 8 скелетов древних людей возрастом от 2 до 6 тысяч лет, найденных на территории Судана и Кении, и обнаружили в затвердевших образцах зубного камня определенные белки, связанные с употреблением молока. Это открытие стало древнейшим свидетельством того, что человек начал пить молоко минимум 6 тысяч лет назад! При этом у древних африканцев не было генов, отвечающих за переваривание молока, – об этом говорят результаты исследования их ДНК, опубликованные в 2020-м году.

«Получается, что они пили молоко еще до того, как у них сформировалась лактазная переносимость», – комментирует Мэделин Брисдэйл, специалист по древним белкам из Института изучения истории человека им. Макса Планка.

Вероятно, мутации стали постепенно появляться потому, что они помогали организму получать больше питательных веществ из молока и молочных продуктов, что давало преимущества обладателям этих мутаций.

«Те, кто имел лактазную переносимость, жили дольше и имели больше детей», – считает археолог Фиона Маршалл из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

Давление отбора в случае лактазной переносимости могло быть связано и со средой обитания: удой молока позволял людям получать питательные вещества от животных, не забивая их. А во время засух, например, коровы и козы служили своеобразными «резервуарами» питья для тех, кто обладал лактазной переносимостью, что повышало их шансы на выживание.

Фото: ERIC LAFFORGUE/ART IN ALL OF US/CORBIS/GETTY IMAGES