Как мозг парализует тело во время сна

Исследователи из японского Университета Цукубы открыли группу нейронов в стволе головного мозга мышей, которая подавляет нежелательные движения тела во время фазы сна с быстрым движением глаз (стадии сновидений).
Как мозг парализует тело во время сна

Мы смеемся, видя, как Гомер Симпсон засыпает за рулем, в церкви или при управлении ядерным реактором, но в реальности нарколепсия (повышенная сонливость), катаплексия (оцепенение) и расстройство поведения в фазе сна с быстрыми движениями глаз (РПБДГ) – это серьезные заболевания. Ученые из Университета Цукубы под руководством профессора Такеси Сакураи обнаружили нейроны в мозге, которые связаны со всеми тремя заболеваниями и которые могут стать «мишенью» для их лечения.

Фазу сна с быстрым движением глаз (REM) называют стадией сновидений: в этом состоянии глаза быстро двигаются под закрытыми веками, а тело при этом остается неподвижным. Такой паралич мышц называется REM-атонией – именно она отсутствует у людей с РПБДГ. Вместо того чтобы оставаться неподвижными, мышцы сокращаются, и люди могут вставать и даже подпрыгивать во сне, кричать и драться. Сакураи и его коллеги решили найти нейроны в мозге, которые в нормальном состоянии предотвращают РПБДГ.

Работая с мышами, ученые выявили группу нейронов, расположенных в вентромедиальном ядре спинного мозга и получающих сигналы от сублатеродорсального тегментального ядра.

«Эти нейроны соединены с теми, которые контролируют произвольные движения, но не с теми, которые отвечают за движения глазных мышц или внутренних органов, – объясняет Сакураи. – Более того, они тормозящие, то есть подавляют движения мышц».

Когда исследователи блокировали сигналы, поступающие к этим нейронам, мыши начинали двигаться во сне – совсем как люди с РПБДГ. Ученые также предположили, что эти нейроны связаны с нарколепсией и катаплексией: первое заболевание характеризуется неожиданными засыпаниями в любое время дня, второе проявляется внезапной потерей мышечного тонуса, при этом люди бодрствуют, но их мышцы ведут себя как во время фазы быстрого сна.

«Найденные нами глицинергические нейроны могут стать «мишенью» для лекарственных препаратов для лечения нарколепсии, катаплексии и РПБДГ, а дальнейшие исследования помогут понять, как эмоции, запускающие катаплексию, влияют на работу этих нейронов», – считает Сакураи.