Как космические частицы помогают геологам находить полезные ископаемые и потайные ходы в древних сооружениях?


Мюоны (мю-мезоны) — это элементарные частицы, которые рождаются при столкновении космических лучей с ядрами атомов в атмосфере. Они могут проходить сотни метров сквозь крупные объекты и проникать вглубь земли. Впервые их обнаружили в 1936 году, но только в XXI веке, с появлением сверхчувствительных детекторов и мощных компьютеров, технология вышла на новый уровень. Каждую минуту на квадратный метр Земли падает 10000 мюонов. Часть из них поглощается, проходя через материалы и вещества с разной плотностью. Метод мюонографии основан на фиксации непоглощенных частиц детектором. Принцип похож на рентгенографию, но не требует радиоактивных источников излучения и подходит для огромных объектов километровых размеров. Сравнивая потоки мюонов, можно исследовать самые разные крупные природные и промышленные объекты, не только горы, но и египетские пирамиды или древнерусские монастыри, объекты горнодобывающей отрасли и др.
Пирамиды, монастыри и тайные комнаты
Самые резонансные открытия современной мюонографии связаны с исследованием памятников архитектуры. В 2016 году международная группа ученых обнаружила в пирамиде Хеопса в Египте новый коридор длиной в 30 метров и диаметром 8 метров. Это первое крупнейшее открытие с 19 века в истории изучения пирамид.






В горнодобывающей промышленности мюонография совершает настоящую революцию. Традиционные методы разведки требуют взрывных работ, значительных временных затрат и множества скважин — все это очень дорого, требует длительного времени и дает достаточно точной информации.
В 2021 году канадский стартап Ideon Technologies впервые применил компактный скважинный детектор мюонов для сканирования уранового месторождения под 600-метровой толщей песчаника на руднике McClean Lake в Саскачеване. Детектор диаметром менее 10 см и мощностью 10 Вт сочетает мюонографию с ИИ-анализом данных, значительно повышая точность поиска рудных тел и сокращая экологический ущерб. По словам экспертов, метод превосходит традиционную геофизику в обнаружении глубокозалегающих месторождений, что подтвердили и проекты в Селлафилде (Великобритания) и на «Фукусиме-1».
В конце 2024 года ученые АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ» успешно протестировали прототип мюонного детектора, предназначенного для работы в скважине при разведке твердых полезных ископаемых. В будущем он позволит анализировать изменения потока мюонов и создавать трехмерные модели подземных структур, выявляя месторождения руд и других ценных ресурсов. Разработка открывает новые возможности для неразрушающей геологоразведки, снижая затраты на бурение и повышая точность поиска.
Мюонография становится также бесценным инструментом для обеспечения безопасности социальных агломераций. В Японии технологию используют для контроля состояния затопленных реакторов «Фукусимы». В Италии с её помощью изучают динамику магматического столба под Везувием, состояние древних сооружений в Риме.
Будущее уже здесь
Мюонографические исследования — эффективный, экономичный и экологически безопасный способ исследований и мониторинга внутренней структуры крупных природных, культурных и промышленных объектов. Метод определяет разность плотностей горных пород в межскважинном пространстве и повышает уровень изученности недр, что позволяет геологам строить более детальные трехмерные модели массива и минимизировать последствия возможных природных и техногенных катастроф для населения, инфраструктуры и окружающей среды.
Наука
Пресс-служба НИТУ МИСИС