я могу различать неразличимое
Антон Тальский
Все записи
текст

Как и люди, детёныши человекообразных обезьян лучше учатся, когда их кто-то обучает

В новом исследовании учёные выяснили, похожи ли обезьяны на людей в отношении их способностей к обучению, когда кто-то пытается их чему-то научить.
Как и люди, детёныши человекообразных обезьян лучше учатся, когда их кто-то обучает

Как в мире, полном сложных девайсов, люди быстро и эффективно приобретают знания, чтобы стать компетентными пользователями технических устройств? Как, например, маленький ребенок, впервые увидевший сложно устроенную игрушку, приобретает эти навыки?

Один из способов научиться — понаблюдать за тем, как кто-то использует устройство, а затем скопировать то же действие. Этот метод быстрее, чем самостоятельное исследование устройства, когда ребенок пробует нажимать разные кнопки и смотреть, что при этом происходит. Лучший способ узнать, как чем-то пользоваться, — это когда кто-то учит ребёнка, как обращаться с устройством, обращая внимание на самые важные действия. (Например, если вы нажмете верхнюю кнопку, звук станет громче, а если вы нажмете её вместе с кнопкой пониже, то включится фонарик.)

Маленькие дети предпочитают учиться через общение, что неудивительно, поскольку наша культура основана на примерах и воспитательной практике. Но как насчет наших ближайших родственников в мире животных, человекообразных обезьян? Приматологи зафиксировали несколько случаев, касающихся способности человекообразных обезьян учиться, наблюдая за действиями других в дикой природе. Однако чего не хватает обезьянам — по крайней мере, насколько нам известно на данный момент, — так это целенаправленного обучения. Молодняк может научиться у своих матерей, как использовать деревянную палку для ловли термитов, просто наблюдая за ней, но мать не будет пытаться привлечь внимание подростка к наиболее важным действиям. Означает ли это, что обезьянам нет дела до того, с помощью чего учиться?

В ходе исследования учёные показали шимпанзе, бонобо и орангутанам, как пользоваться устройством для раздачи еды. Чтобы получить пищу, обезьяны должны были вставить предмет в маленькое отверстие в верхней части устройства. После того как предмет был вставлен, устройство издавало звук, а в качестве вознаграждения на дне устройства появлялся кусочек еды. Однако некоторые предметы были «хорошими», потому что заставляли устройство работать, а другие были «неправильными», потому что после их вставки в устройство ничего не происходило и обезьяна не получала вознаграждение.

Когда исследователи показывали обезьянам, как использовать устройство, у них было два типа инструкторов. В то время как один из них общался с обезьянами перед тем, как вставить предмет в устройство (устанавливал зрительный контакт, хлопал в ладоши и здоровался), другой инструктор не общался, а только производил другие привлекающие внимание звуки (пару раз стучал по полу) и затем вставлял предмет в устройство. Важно отметить, что инструктор, который общался с обезьянами, использовал только «неправильные предметы», поэтому в этих случаях обезьяны могли узнать, что эти предметы не помогут им получить пищу из устройства.

Однако другой инструктор, который не общался с обезьянами, использовал «хорошие предметы», поэтому в таких ситуациях обезьяны всегда вознаграждались. Наконец, на этапе тестирования два инструктора предложили свои предметы обезьянам, чтобы они могли выбирать подходящий. Тут произошла удивительная вещь: даже несмотря на то, что обезьяны могли видеть своими глазами, что «неправильные» объекты не подходили, они всё равно выбирали именно их в половине случаев. Это было ещё более неожиданно, если учесть, что в контрольных группах почти все обезьяны получили вознаграждение. В них либо оба демонстранта общались с обезьянами, либо никто из них не общался, но один по-прежнему использовал только неправильные предметы, а другой — правильные, т.е. дисбаланс коммуникативного влияния был устранён.

Чем можно объяснить эти результаты? Из предыдущих исследований известно, что не только человеческие детёныши чувствительны к коммуникативным сигналам: обезьяны также могут распознавать эти сигналы и реагировать на них.

Однако если в случае с детьми можно предположить, что эти сигналы могут быть поняты как «смотри, вот как ты должен делать», то в случае с обезьянами нельзя было сразу предположить такую ​​интерпретацию, ведь они не обучают друг друга в дикой природе.

Тем не менее, это исследование показало, что обезьянам важно общение, и это может быть хорошей базой для их обучения. Дальнейшие исследования помогут лучше понять недостающий элемент, который нужен, чтобы обезьяны могли начать учить друг друга в дикой природе.

Фото: Central European University

Наука

Машины и Механизмы
Всего 1 комментарий
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK