Известный антидепрессант не оказывает положительного воздействия на восстановление мозга после инсульта

Антидепрессант флуоксетин рассматривается в качестве средства, улучшающего восстановление мозга после инсульта. Однако, как показали наблюдения за пациентами 35 больниц Швеции, лекарство не имеет никакого эффекта.

Исследование проводилось учеными из Каролинского института (Швеция), его результаты были опубликованы в журнале The Lancet Neurology.

Каждый год по всему миру происходят около 14 миллионов случаев инсульта. Половина людей, которым удается пережить инсульт, в дальнейшем страдают от его последствий, сохраняющихся на всю оставшуюся жизнь. Эти последствия проявляются в виде нарушений целого ряда функций организма.

Флуоксетин — вещество, блокирующее обратный захват серотонина выделяющими его нейронами, в результате чего количество серотонина в синаптической щели увеличивается. Обычно этот препарат применяется в качестве антидепрессанта. Исследования и опыты также показывали, что флуоксетин может способствовать восстановлению мозга после инсульта: изучение воздействие этого препарата на мышей показало, что благодаря нему в поврежденных участках мозга формируются новые клетки.

Ученые из Каролинского института проверили эффективность препарата, пронаблюдав его воздействие на примере 1500 пациентов 35 больниц Швеции, переживших острый инсульт. Оказалось, что препарат не оказывает какого-либо положительного воздействия при восстановлении мозга после инсульта.

В рамках изучения пациенты были распределены по двум группам (механизм распределения был случайным): одна группа в течение 6 месяцев проходила контролируемую флуоксетиновую терапию, а у другой группы флуоксетиновая терапия была заменена на эффект плацебо. При этом ни пациенты, ни наблюдавшие за ними исследователи не знали, какой пациент принадлежит к той или иной группе. Такой подход был важен для точности и непредвзятости исследования. Затем с помощью модифицированной шкалы Рэнкина ученые проверили, как за время исследования изменились функции организма пациентов.

В результате стало ясно, что флуоксетин не имеет положительных эффектов для восстановления мозга после инсульта. Ученые посоветовали медикам воздерживаться от его использования в этих случаях. В дальнейшем ученые также хотят проверить, насколько эффективно флуоксетин работает при депрессии и других расстройствах.

фото: CC0 Public Domain