Изучен мозг, которому 310 миллионов лет

В отличие от костей и раковин, которые могут храниться миллионы лет, мягкие ткани редко сохраняются в виде окаменелостей. Палеонтология мало знакома с мягкими тканями органов, таких как мозг и внутренние органы. Поэтому существуют значительные пробелы в нашем понимании их эволюции. Новое исследование, опубликованное в престижном журнале Geology, помогает закрыть часть этих пробелов.
Изучен мозг, которому 310 миллионов лет
Исследование, проведенное международной группой учёных, включая палеонтологов доктора Рассела Бикнелла и профессора Джона Патерсона, описывает мозг древнего водного членистоногого — подковообразного краба, или мечехвоста — и то, насколько хорошо и детально он сохранился.
Большая часть современных знаний о мозге доисторических членистоногих получена из включений в янтаре или кембрийских отложений. Однако ученые ограничены при изучении этих конкретных окаменелостей, поскольку самые древние членистоногие в янтаре датируются только триасовым периодом, это около 230 миллионов лет назад.
Сланцевые отложения кембрийского периода — обычно возрастом от 500 до 520 миллионов лет — намного старше янтаря и тоже сохраняют впечатляющие мозговые структуры в виде углеродных пленок в аргиллитах. Они очень важны, поскольку сохраняют останки некоторых из самых старых животных на Земле и могут сообщить нам об их происхождении и самой ранней эволюционной истории.
Новая окаменелость наглядно демонстрирует, что мозг членистоногих может сохраняться совершенно другим способом. Образец подковообразного краба происходит из всемирно известного месторождения Мазон-Крик в штате Иллинойс в США. Окаменелые животные Мазон-Крик были сформированы в результате быстрого образования сидерита, который поглотил их тела и удивительно быстро покрыл их внутренние мягкие ткани, до того, как они смогли разложиться.
В только что найденной окаменелости краба мозг сохранился благодаря белому глинистому минералу - каолинитом. Этот минерал образовался в полости, оставленной мозгом, спустя много времени после того, как он распался. Исследование показывает, что анатомия мозга подковообразных крабов практически не изменялась на протяжении большей части их эволюционной истории.
Центральная нервная система окаменелости во многом сравнима с системой современных подковообразных крабов и соответствует расположению нервов, ведущих к глазам и придаткам. Новое исследование даёт возможность заглянуть в доисторическое прошлое и глубже понять биологические особенности и эволюцию этих животных.
Фото: Russell Bicknell