Геологи поняли, как появились вулканы Срединного хребта Камчатки

Российские и зарубежные учёные установили происхождение сотен небольших вулканов Срединного хребта — водораздельной горной цепи на Камчатке. По их предположению, причиной вулканизма стало выделение воды из отслоившихся частей земной коры. Исследование опубликовано в журнале Contributions to Mineralogy and Petrology и осуществлялось при поддержке Российского научного фонда (РНФ).
Геологи поняли, как появились вулканы Срединного хребта Камчатки
Как известно, действующие и потухшие вулканы Камчатки связаны с субдукцией — процессом погружения одних блоков земной коры под другие. Это происходит на границе литосферных плит. Именно этот процесс привёл к формированию камчатского Срединного хребта. С тех пор зона субдукции сместилась на восток, перестав действовать в районе этой горной цепи. Однако почти четверть всех вулканических пород моложе 50 тысяч лет была извергнута именно в районе Срединного хребта. В чём же причина, если субдукция перестала действовать в этом регионе?

Геологи из России, Швейцарии и Тасмании смогли ответить на этот вопрос. В этом им помог анализ пород вулканов Южный Черпук, ЛИ и Тобельцен, которые расположены в разных зонах горной цепи. Как оказалось, до извержения расплав пород состоял из большого количества воды и малого — хлора. Это позволило предположить, что вода возникла в результате разложения минерала нижней части земной коры амфибола. Вода выделилась, когда амфибол разрушался под действием высоких температур и давления. Это, в свою очередь, происходило при отслаивании нижней коры и её погружении в более горячую мантию. В таком случае именно вода способствовала плавлению мантийных пород, в результате чего и возник вулканизм.
«Предложенный нами механизм хорошо объясняет образование большого объема магм вдоль Срединного хребта, однако он мог иметь место и в других местах с мощной, богатой амфиболом нижней корой. Например, похожими геохимическими особенностями обладают породы из тыловой зоны вулканической дуги Центральной Америки и вулканической провинции Пайения в Аргентине. Необходимы дополнительные исследования, чтобы сделать вывод о роли разложения амфибола в образовании магмы в этих регионах», — пояснил Николай Некрылов, кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Минералогического музея имени А. Е. Ферсмана, научный сотрудник Института экспериментальной минералогии РАН.
Фото: РНФ