Геологи, кажется, нашли потерянную тектоническую плиту

Около 60 миллионов лет назад тектонические плиты Фараллон и Кула занимали огромную территорию на поверхности планеты у тихоокеанского побережья Северной Америки. Некоторые ученые считают, что была и третья плита – Резерекшн (Воскрешение). Возможно, именно ее фрагменты удалось обнаружить на севере Канады геологам из Хьюстонского университета.
Геологи, кажется, нашли потерянную тектоническую плиту

По словам геолога Спенсера Фастона, найденная Юконская плита действительно может быть доказательством существования древней тектонической платформы. С помощью детального сканирования внутреннего строения Земли и компьютерного моделирования, которое «отмотало» геологические часы назад вплоть до кайнозойской эры, ученые показали, как Резерекшн могла устроиться между плитами Фараллон и Кула. Что интересно – геологи не впервые находят следы существования таинственной плиты (свое название она получила по одноименному полуострову на Аляске), но до сих пор эти следы были не очень убедительными.

В ходе нового исследования ученые проанализировали томографические изображения земной мантии в сочетании с воссозданным на компьютере процессом, известным как распрямление складок края литосферной плиты. Эта анимация позволила реконструировать движение тектонических плит за последние 60 миллионов лет.

«Границы Резерекшн хорошо совпадают с древним вулканическим поясом в штатах Вашингтон и Аляска, указывая на недостающую связь между древним Тихим океаном и Северной Америкой», – говорит Джонни Ву, геолог из Хьюстонского университета.

Сделанное открытие поможет в определении залежей минералов и углеводородов и улучшении точности моделирования вулканической активности.

«Вулканы формируются на границе тектонических плит, поэтому, чем больше плит – тем больше вулканов, – говорит Ву. – Учитывая, что вулканы влияют на изменение климата, при моделировании этих изменений хорошо бы знать, сколько у вас вулканов и где они расположены».

Стоит отметить, что движение тектонических плит – их наползание друг на друга и отталкивание – продолжается и сегодня. Наибольшая тектоническая активность зафиксирована под Атлантическим океаном и в северо-западной части США.

Фото: University of Houston