я могу различать неразличимое
Антон Тальский

Гамма-лучевой взрыв в космосе выявил чёрную дыру, образовавшуюся на ранних этапах жизни Вселенной

Учёные обнаружили новую чёрную дыру, которая может помочь ответить на один из самых волнующих вопросов астрономии: как формируются сверхмассивные чёрные дыры?
Гамма-лучевой взрыв в космосе выявил новую чёрную дыру, образовавшуюся на ранних этапах жизни Вселенной
Существует стандартная классификация чёрных дыр по размеру. К одному классу относятся чёрные дыры, чья масса превосходит массу нашего Солнца в 3-10 раз. Чёрные дыры другого класса — сверхмассивные — находятся в центре большинства галактик. Их масса больше солнечной уже в миллионы и миллиарды раз.
Новая чёрная дыра, как полагают астрономы, — представитель недостающего звена между этими двумя классами, ведь её масса составляет около 55 тыс. масс Солнца. Ранее было найдено всего несколько подобных чёрных дыр, показатели массы которых были средними — от 100 до 100 тыс. солнечных масс.
Дыра была открыта случайно, благодаря почти незаметным изменениям света, вызванным звёздным взрывом в 8 миллиардах световых лет от нас. Астрономы проанализировали тысячи вспышек гамма-лучей, возникших в результате коллапса звезды или же столкновения двух звёзд.
В ходе анализа учёные искали признаки наличия гравитационного линзирования — процесса, при котором некоторый космический объект работает как линза, слегка искажающая свет, поступающий на Землю. В этом случае таким объектом стала новая черная дыра.
Учёные смогли точно высчитать массу дыры, однако понять её происхождение им так и не удалось. При этом они выделяют три возможных варианта: чёрная дыра могла возникнуть в результате слияния двух меньших в размерах дыр, образоваться в результате накопления массы или же просто родиться в том же виде, что и сейчас.
Астрономы также высказали предположение, что новая чёрная дыра может быть крайне старой, сформировавшейся ещё до того, как во Вселенной появились звёзды и галактики. Если это так, то изучение нового объекта может помочь прояснить историю формирования чёрных дыр, ведь подобные «ранние» чёрные дыры средней массы могут быть зачатками, из которых затем появляются сверхмассивные чёрные дыры.
Фото: Carl Knox, OzGrav