Европейские летучие мыши научились справляться с синдромом белого носа, который убивает их североамериканских сородичей
Команда ученых под руководством специалистов Лейбницкого института исследований дикой природы (LIZW) проанализировала гуморальный врожденный иммунный ответ европейских больших ночниц на заражение грибком и выяснила, что в отличие от своих североамериканских сородичей они имели достаточный исходный уровень ключевых иммунологических параметров, что позволяло им не поддаваться инфекции во время спячки.
Оказавшись зараженными P. destructans, североамериканские летучие мыши часто просыпались от спячки, чтобы «заставить» свой иммунитет бороться с инфекцией, европейские же мыши оставались в спящем состоянии благодаря хорошей работе своего иммунитета. В результате летучие мыши из Северной Америки быстрее истощали жировые запасы и к концу зимы начинали голодать, испытывая недостаток пищевых веществ и энергетических ресурсов. Чтобы сделать это открытие, команда биологов изучила 61 большую ночницу в Германии с разной степенью заражения P. destructans. Животные были разделены на группы в соответствии с тяжестью заболевания – бессимптомные, средней тяжести, тяжелые, после чего ученые измерили их массу тела и размер скелета и взяли образцы крови. Кроме того, исследователи наблюдали за тем, как часто зараженные мыши просыпались от спячки.
«У европейских мышей не наблюдалось связи между инфекцией и частотой выхода из спячки, – говорит Маркус Фриц, специалист по летучим мышам LIZW. – Это подтверждает идею о том, что грибок не провоцирует у них иммунного ответа, но находится под контролем иммунитета».
Малые бурые ночницы из Северной Америки, наоборот, часто просыпались, будучи инфицированными P. destructans, чтобы «заставить» свой организм бороться с патогеном. Работа иммунной системы требовала значительных запасов энергии и преждевременно истощала жировые запасы животных, что и вело к их гибели.
Вторым неожиданным открытием ученых стало то, что более упитанные европейские большие ночницы просыпались от спячки чаще, чем их худые сородичи. Это кажется нелогичным, ведь каждое пробуждение вызывает дополнительное истощение жировых запасов, но упитанные летучие мыши, вероятно, помогали своему иммунитету, активно избавляясь от грибка на поверхности туловища во время коротких пробуждений. Худые животные не могли себе позволить просыпаться чаще и полагались исключительно на врожденный иммунитет.
«Вероятно, разница в выживаемости летучих мышей объясняется тем, что P. destructans происходит из Европы, и у европейских мышей просто было больше времени, чтобы выработать эффективные защитные механизмы», – пишут авторы исследования.Фото: C Voigt, Leibniz-IZW
Наука
Екатерина Луконина