Дрозофилы учатся друг у друга и хранят культурные традиции
"Культурными традициями называют выученные особенности поведения, устойчиво сохраняющиеся в популяции благодаря тому, что одни особи копируют поведение других, - пишет Александр Марков на сайте Элементы.ру. - Культурные традиции широко распространены у млекопитающих и птиц, но по другим животным таких данных пока немного. Эксперименты на дрозофилах показали, что у плодовых мушек тоже могут формироваться культурные традиции, связанные с половыми предпочтениями самок. Мухи запоминают, с какими самцами спариваются другие самки, и в дальнейшем выбирают таких же самцов. В итоге в популяции может сложиться традиция предпочтения самцов с определенными признаками. Устойчивость традиции поддерживается благодаря конформизму — склонности мух копировать поведение большинства, даже если численное превосходство большинства над меньшинством невелико. Открытие заставляет по-новому взглянуть на механизмы полового отбора у беспозвоночных."
Вообще социальное обучение в животном мире очень распространено. Многие живые существа, в том числе беспозвоночные, перенимают те или иные особенности поведения у других особей, наблюдая за ними и копируя их действия. Распространенность подобного типа обучения в живой природе объясняется тем, что во многих случаях это самый простой и безопасный способ выработать оптимальное поведение.
Александр Марков: "Другие способы — метод проб и ошибок и «аналитическое», разумное решение проблем — имеют серьезные ограничения. Чтобы просчитать ситуацию в уме и найти правильное решение, не подглядывая за другими и не экспериментируя, нужны обширные познания и незаурядные когнитивные способности. Впрочем, даже если вам так повезло, что у вас есть то и другое, вы все равно не застрахованы от роковых ошибок. Это крайне затратный путь, в большинстве ситуаций недоступный даже самым умным животным, включая людей (хотя бы потому, что мы редко располагаем всей необходимой для разумного решения информацией). Метод проб и ошибок гораздо проще: он не требует ни большого ума, ни обширных знаний. Но он тоже связан со значительными издержками. Возможных вариантов поведения много, а удачных среди них, как правило, куда меньше, чем провальных. Пробовать все варианты — долго и рискованно. Куда быстрее и безопаснее использовать социальное обучение, то есть наблюдать за поведением сородичей и поступать так же, как они. Эта стратегия тоже не лишена недостатков, но у неё есть большой плюс: поведение, демонстрируемое сородичами, скорее всего, уже испытано на практике. Оно прошло проверку и оказалось достаточно успешным, чтобы сородичи его выучили и использовали. Вероятно, именно поэтому многие животные полагаются на социальное обучение в большей степени, чем на метод проб и ошибок".
Развитая способность к социальному обучению может привести к появлению культурных традиций — выученных особенностей поведения, устойчиво передающихся из поколения в поколение путем копирования. Отличительная особенность таких традиции - то, что они, как правило, обнаруживается не во всех, а только в некоторых популяциях того или иного вида животных.
Ярко выраженные культурные традиции обнаружены у многих млекопитающих и птиц. Вопрос о существовании культурных традиций у «низших» животных остается открытым, хотя к социальному обучению способны также многие из них. Но одной лишь способности к такому типу обучения недостаточно для формирования устойчивых традиций: должен соблюдаться ряд дополнительных условий.
"Недавно было показано, что даже плодовые мушки дрозофилы, которые, при всех их заслугах перед наукой, никогда не считались гениями животного мира, тоже способны к социальному обучению, - пишет Марков. - А именно, самки дрозофил, как выяснилось, предпочитают спариваться с самцами, похожими на тех, с которыми у них на глазах спаривались другие самки. Это было подтверждено в экспериментах с разноцветными самцами, которых припудривали зеленым либо розовым красителем. Если самка видела, что другая самка спарилась с зеленым самцом, а розового отвергла, то после этого наблюдательница сама начинала предпочитать зеленых ухажеров, и наоборот.
Авторы открытия сразу же предположили, что раз у дрозофил есть социальное обучение, то могут быть и культурные традиции: устойчивые «моды» на самцов с теми или иными признаками, причем в разных популяциях моды могут быть разными. Если бы это подтвердилось, в теорию полового отбора пришлось бы вносить важные дополнения. И вот спустя девять лет после открытия социального обучения у дрозофил гипотеза о возможности существования у них культурных традиций получила экспериментальное подтверждение.
Один из авторов исходного открытия, эволюционный биолог Этьен Даншен из Тулузского университета, и его коллеги из Франции, Бельгии и Австралии провели эксперименты, в которых были один за другим подтверждены все критерии, свидетельствующие о возможности формирования культурных традиций".
Полную версию статьи можно прочитать здесь.
Наука
Ольга Фадеева
-
Сознаюсь честно, стырено с просторов интернета.
"А сейчас мы поведаем вам о самом многострадальном существе, которое можно встретить под водой - червячке, который называется планария. А все его проблемы происходят из-за того, что он регенерирует как жидкий Терминатор. Изучая эту способность, учёные рубят его вдоль, поперек, на 279 частей, разрубают голову, разрубают в космосе, но он все равно восстанавливается. Одинокая («асексуальная», как говорят бестактные ученые) планария может разорвать себя усилием мысли, чтобы размножиться. И может жить вечно, если будет время от времени голодать - она сильно теряет в весе, но потом омолаживается стволовыми клетками. Еще у планарии есть глазки, поэтому ученые светили ей в глазки ярким светом и били током. Оказалось, что планария все запомнила и после пытошной стала съеживаться от вспышек света, не дожидаясь удара током. Ей отрубили голову, дождались регенерации из хвоста целой планарии и снова включили бывшему хвосту свет - все помнит, то есть память у нее не в голове.
А самый дикий эксперимент - запомнившую, что между током и светом есть связь, планарию скормили другим таким планариям. Устроивший все это ученый утверждает, что эти каннибалы выучивают связь света и тока гораздо быстрее. То есть идея съесть какого-нибудь Кука и стать таким же добрым и благородным не так уж и плоха."
Представляете, как бы уроки в школе выглядели.)))
-
Что тут скажешь - все мы немного планария))
-