ДНК китов и дельфинов может раскрыть секрет их онкорезистентности

Киты, дельфины и морские свиньи справляются с раковыми заболеваниями гораздо лучше, чем люди, и ученые, кажется, приближаются к пониманию того, как им это удается.
ДНК китов и дельфинов может раскрыть секрет их онкорезистентности

Китообразные – самые долгоживущие млекопитающие на планете (некоторые особи китов доживают до 200-го дня рождения). Как такое возможно – остается загадкой, учитывая, что размеры их тел означают, что их организм содержит намного больше клеток, чем организм человека.

«Чем больше клеток, тем выше вероятность того, что одна из них станет раковой, – комментирует Даниэла Техада-Мартинес из Южного университета Чили. – У крупных и долгоживущих созданий в организме содержатся тысячи и миллионы клеток, которые однажды могут стать злокачественными».

Но несмотря на это, среди китообразных уровень распространения раковых заболеваний намного ниже, чем среди других млекопитающих, включая человека. Этот феномен известен как «Парадокс Пето», который показывает, что заболеваемость раком не зависит от количества клеток в организме. По словам Винсента Линча из Нью-Йоркского университета в Буффало (США), существует одно «супертривиальное» объяснение этому явлению – киты выработали более эффективные антираковые защитные механизмы.

Чтобы узнать больше об этих механизмах, Техада-Мартинес и ее команда изучили эволюцию 1077 генов-онкосупрессоров, после чего сравнили эволюцию этих генов у 15 видов млекопитающих, включая 7 видов китообразных. Оказалось, что у последних гены, регулирующие повреждение ДНК, распространение опухолей и работу иммунной системы, подверглись положительному отбору, то есть распространились и закрепились в популяции. Исследователи выяснили, что китообразные приобретали и теряли антионкогены со скоростью в 2,4 раза большей, чем у других млекопитающих.

«Это не значит, что теперь мы можем взять гены-онкосупрессоры у китов и «вставить» их людям, чтобы сделать людей онкорезистентными, – говорит Линч. – Но понимание того, что именно делают гены для подавления раковых опухолей у животных, поможет в создании препаратов, имитирующих их работу, для лечения онкологических заболеваний у людей».

Фото: Franco Banfi / naturepl.com