«Дизайнерский» цитокин вернул парализованным мышам способность ходить
Спинномозговые травмы, возникающие в результате аварий или при занятиях спортом, зачастую приводят к полной инвалидности, например, двустороннему параличу. Это происходит из-за повреждений нервных волокон – аксонов, которые передают информацию от мозга к мышцам и обратно. Поскольку аксоны спинного мозга не могут восстанавливаться, пациенты остаются парализованными или с нарушением чувствительности до конца жизни. Однако ученым, кажется, удалось приблизиться к решению этой проблемы с помощью гиперинтерлейкина-6 (hIL-6).
«Это так называемый дизайнерский цитокин, который не встречается в природе и который создается в процессе генной инженерии», – объясняет Дитмар Фишер, команда которого ранее показала, что hIL-6 способствует регенерации нервных клеток зрительной системы.
В ходе нового исследования ученые «заставили» нервные клетки сенсорной зоны мозга, отвечающей за движения, самостоятельно вырабатывать гиперинтерлейкин-6. Для этого они использовали специальный вирус, который внедрили в легкодоступную зону мозга и который доставил «план» выработки белка в специальные клетки – мотонейроны. Поскольку эти нейроны связаны с нейронами других зон мозга, участвующих в таких процессах движения как ходьба, гиперинтерлейкин-6 с помощью вируса был доставлен и туда, куда не так просто попасть.
«Генная терапия всего нескольких нейронов стимулировала одновременную регенерацию аксонов различных нервных клеток в головном и спинном мозге, – отмечает Фишер, – Парализованные мыши, получившие такую терапию, начали ходить спустя уже 2-3 недели! Это удивительно, поскольку ничего подобного после полной параплегии – двустороннего паралича – ранее не наблюдалось».
Сегодня команда исследователей изучает, насколько подобный подход может сочетаться с другими средствами терапии для оптимизации применения гиперинтерлейкина-6 в дальнейшем. Кроме того, они хотят понять, сохранит ли hIL-6 свою эффективность у мышей при травме, полученной за несколько недель до его приема, а дальнейшие эксперименты покажут, возможно ли применение подобной генной терапии у людей.
Фото: Lehrstuhl für ZellphysiologieНаука
Екатерина Луконина