Детская тяга к природе является одним из самых прекрасных и приятных глазу явлений на ранних этапах взросления человека. Тем не менее, даже такая невинная связь с окружающей средой требует особого внимания педагогов.
Последний обзор этой темы в научной литературе за авторством доктора Луизы Чавла, профессора из Университета Колорадо,
показывает, что дети живут счастливее и с большей вероятностью защищают природный мир, когда ощущают с ним связь, но эта связь сложна и может также порождать негативные эмоции, связанные с такими проблемами, как изменение климата.
Работу доктора опубликовал журнал Британского экологического общества People and Nature. Эта статья, посвящённая связи с природой у детей и подростков, стала первым в своём роде глобальным обзором вопроса о влиянии природы и её состояния на взрослеющих людей.
Исследование Чавла показало, что связь с природой оказывает позитивное воздействие на благополучие молодых людей.
«Есть убедительные доказательства того, что дети [живут] счастливее, здоровее, лучше функционируют, больше знают об окружающей среде и с большей вероятностью принимают меры по защите природного мира, когда они проводят время на природе», – сказала доктор Чавла.
Несколько из приведённых ею исследований показали, что связь детей с природой усиливается с течением времени, проведённого в естественных условиях. Время, проведённое таким образом, также способствовало появлению интереса к активному уходу за природой в зрелом возрасте.
Однако связь с природой оказалась отнюдь не универсально позитивной. По словам учёной, знание о том, что дети наследуют разрушающуюся биосферу, часто приводит их в отчаяние, не способствующее какой-либо конструктивной деятельности.
К счастью, по данным обзора, стратегии, используемые для усиления чувства связи детей с природой и поддержки их в трудных измерениях этой связи, способны компенсировать этот негативный эффект.
Так, по словам доктора Чавла, эти стратегии включают в себя оказание помощи молодым людям в изучении того, что они могут сделать для защиты природного мира, как индивидуально, так и в коллективе, а также напоминания о примерах людей, которые заботятся о природе.
Исследования, описанные в обзоре, также показали, что молодые люди с большей вероятностью верят в то, что лучший мир возможен, когда друзья, семья и учителя сочувственно прислушиваются к их страхам и дают им безопасное пространство для обмена своими эмоциями.
Фото: Iwona Podlasinska