Биологам, кажется, удалось понять, почему исчезает удивительное гавайское растение
Популяция аргироксифиума (Argyroxiphium sandwicense) сокращалась на протяжении последнего столетия, причиной чего были дикие прожорливые козы и туристы, жаждущие увезти домой живой сувенир на память. В 1992 году растение было внесено в список видов, находящихся под угрозой исчезновения, однако еще до этого природоохранники обносили заборами каменистые склоны вулкана, на которых его можно было встретить, боролись с засильем коз и высаживали семена. Несмотря на все меры, к середине 1990-х годов популяция эндемика Мауи сократилась на 60%.
В 2016 году Пол Крашельники, эколог из Гавайского университета, обратил внимание, что резкое снижение численности аргироксифиума совпадает с изменениями направления пассатов – восточно-западных ветров, поднимающихся вдоль склонов вулкана. Холодный влажный воздух пассатов на середине склона блокировался теплым воздухом, что создавало более жаркие и сухие условия для растений в верхней части склона. Подобное явление известно давно, однако в последние годы оно стало более частым, вероятно, из-за глобального изменения климата.
Чтобы понять, почему аргироксифиум в нижней части склона более уязвим, Крашельники и его коллеги собрали семена растений с нижней, средней и верхней частей склона вулкана и вырастили их в теплице и на небольших открытых участках. Некоторые ростки они поливали регулярно, другие – нет, чтобы сравнить рост в разных условиях. Ученые считали, что растения с верхних частей склона, где условия были самыми сухими, будут лучше себя чувствовать и в условиях «искусственной» засухи. Но оказалось, что все семена, выращенные во влажных условиях нижних частей склона, наименее приспособлены к засухам, независимо от того, от каких растений они были взяты – с нижних, средних или верхних частей склона.
«Это говорит о том, что именно черты, выработанные в ответ на более влажные условия, а не генетические различия, сделали их менее устойчивыми к засухам», – говорит Крашельники.Фото: DEA/C. DANI; I. JESKE/DEAGOSTINI/GETTY IMAGES
Наука
Екатерина Луконина