Бессердечная гравитация: что нужно знать о профессии лётчика-истребителя


Кто не рискует, тот не падает в обморок
Профессия лётчика-истребителя по праву считается одной из самых опасных, даже среди военных специальностей. Помимо очевидных рисков, она сопряжена с высокими перегрузками, которые испытывают пилоты во время интенсивных манёвров. В отдельных случаях этот показатель может достигать 8-10 G, в то время как для гражданских самолётов предельно допустимое значение составляет порядка 2,5 G. Ситуация осложняется тем, что подвергшийся перегрузке пилот вынужден не только контролировать своё самочувствие, но и продолжать управлять машиной, находясь буквально в предобморочном состоянии.
— Перегрузки, возникающие при управлении истребителем, не только создают критическую нагрузку на организм, но и могут лишить пилота возможности контролировать ситуацию. Это серьёзная проблема, поскольку в условиях сильных перегрузок человек способен потерять сознание, будучи к этому не готовым – нервная система просто отключается, – отметил Юрий Швед.
Главное, чтобы костюмчик сидел
«Отключиться», находясь за штурвалом, способен не только неподготовленный пилот. Даже мастера лётного дела могут стать жертвами законов физики во время манёвренного боя или выполнения фигур высшего пилотажа. Для предотвращения таких случаев были разработаны противоперегрузочные костюмы. Чтобы понять, как они работают, разберёмся, почему мы вообще теряем сознание во время перегрузок.
— Вдоль нашего тела проходят крупные упругие сосуды, которые под воздействием давления могут растягиваться. Когда это происходит, кровь быстрее перетекает сверху вниз, оставляя мозг «голодным». Поступающего кислорода становится недостаточно, перед глазами появляется серая пелена, и человек может упасть в обморок.
Чтобы избежать этого, мы можем помешать оттоку крови от головы, не давая сосудам расширяться. Именно так работают противоперегрузочные костюмы, элементы которых плотно сжимают ноги и держат сосуды в тонусе. Благодаря этому мозг может дольше работать без кислородного голодания, – объяснил эксперт Московского авиационного института.
Перегрузка: туда и обратно
Между тем, стоит отметить, что даже находясь в экстремальных условиях человеческий организм подчас способен на невероятные вещи. Особенно когда на помощь приходят передовые технологии. Так, например, опытный пилот, облачённый в противоперегрузочный костюм, может выдерживать вертикальные перегрузки до девяти G. Однако даже такая экипировка не обеспечит полную защиту в случае, если самолёт движется с ускорением вниз. В этих условиях допустимая перегрузка снижается вдвое.
— Следует отметить, что чем меньше времени перегрузка воздействует на человека, тем большие её значения он может переносить без ущерба для здоровья. Однако всё же существует предел, после которого перегрузка может привести к ударам по позвоночнику и костям.
Хороший пример – катапультирование из кабины, происходящее настолько быстро, что кровь не успевает покинуть голову. Во время этого процесса человек способен выдержать перегрузку почти до 20 G за очень короткий промежуток времени, – добавил Юрий Швед.
Что по будущему?
Несмотря на свою эффективность, противоперегрузочные костюмы не могут полностью решить проблему перегрузок, они лишь помогают пилоту справляться с ними. Может ли авиастроение предложить альтернативные варианты решения этой проблемы или будущее военной авиации за беспилотниками, которые не требуют присутствия человека на борту?
— Пилотируемая авиация имеет существенные ограничения в плане перегрузок, тогда как беспилотные летательные аппараты не сталкиваются с подобными препятствиями. Если в будущем искусственный интеллект превзойдёт человека в маневренном бою, то отчасти это случится благодаря возможности использования перегрузок, доступных летательному аппарату. Это представляет собой серьёзный вызов, который может привести к значительным изменениям в тактике воздушного боя, – подытожил специалист МАИ.
Фото: пресс-служба МАИ
Наука
МАИ