Астрономы обнаружили, что один из белых карликов уничтожает соседнюю планету

Во время изучения белого карлика KPD 0005+5106, одной из наиболее горячих звезд, астрономы зафиксировали постоянные изменения в интенсивности испускаемого им рентгеновского излучения. Исследователи связывают происходящее с существованием рядом с KPD 0005+5106 спутника, который постепенно разрушается из-за излучения.
Астрономы обнаружили, что один из белых карликов уничтожает соседнюю планету

Белыми карликами называют звезды, которые состоят из электронно-ядерной плазмы, лишены источников термоядерной энергии и светятся благодаря своей тепловой энергии, постепенно остывая в течение миллиардов лет. Масса белых карликов примерно в восемь раз меньше массы Солнца. Когда у звезды заканчиваются элементы, которые она может сжигать в своем ядре, она выбрасывает свои внешние слои в космос, пока ядро не перестает поддерживать себя и не разрушается под собственной гравитацией.

Белый карлик KPD 0005+5106 расположен на расстоянии 1300 световых лет от Земли в созвездии Кассиопеи. Эта звезда примерно на 36% «легче» Солнца и в 17 раз меньше его. Этот белый карлик считается одной из наиболее горячих звезд этой группы: температура его поверхности составляет 200 тысяч °C. Температура же солнечной поверхности – всего 6 тысяч °C.

Ученые зафиксировали странные изменения в состоянии звезды. Рентгеновские данные космического телескопа Chandra показали, что KPD 0005+5106 является источником очень мощного рентгеновского излучения, интенсивность которого меняется с интервалом в 4.7 часа. Постоянные увеличение и уменьшение количества этих рентгеновских лучей указывают на то, что KPD 0005+5106 обладает спутником. Белый карлик облучает соседа радиацией в непосредственной близости и постепенно перетягивает на себя его вещество, которое образует вокруг него аккреционный диск.

Исходя из размеров спутника белого карлика, он может быть или ультратусклым красным карликом, или коричневым карликом, или планетой, подобной по массе Юпитеру. Сами исследователи склоняются к третьей версии. Прошлые исследования показывают, что экзопланеты действительно могут быть обнаружены вокруг белых карликов. Согласно подсчетам команды, этому космическому объекту осталось недолго существовать – белый карлик гравитанционно будет разрушать планету. Разрушенный материал образует кольцо вокруг звезды и будет медленно сбрасываться на нее. Если спутник KPD 0005+5106 действительно является планетой, она будет уничтожена соседом в течение ближайших нескольких сотен миллионов лет.

«Это медленная смерть для объекта, который, по сути, разрывается на части под действием постоянных гравитационных сил», – считает астрофизик Мартин Герреро из Института астрофизики Андалусии в Испании.
Исследование группы было опубликовано в журнале The Astrophysical Journal.
Фото: M. Weiss/NASA/CXC.