Альмаден: испанская сокровищница
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram




СПРОС НА РТУТЬ резко возрос во времена испанской колонизации Нового света. В Америке тогда, что называется, гребли серебро лопатами – только сначала нужно было промыть огромное количество руды с помощью ртути, которую добывали в Альмадене и перевозили через океан.
К НАЧАЛУ XIX ВЕКА на штольнях и заводах работало уже 4000 человек, причем большую часть теперь составляли свободные граждане. Шахты уходили под землю на пять этажей, нижний из которых располагался на глубине 300 м. В городе, лежащем между параллельными горными цепями Сьерры-де-Альмаден, разместился штаб Королевского горного управления, а разработка ближайших месторождений служила главным источником дохода для испанской казны. Так продолжалось до тех пор, пока в 1830-х права на добычу ртути не купило семейство Ротшильдов.
Основатель знаменитой династии банкиров, Майер Амшель Ротшильд, оставил после себя пятерых сыновей. Не прошло и нескольких лет, как они разделили между собой мировое господство. Амшель Майер распоряжался биржей Франкфурта-на-Майне, Натан – Лондона, Соломон – Вены, Карл – Неаполя, а Джеймс – Парижа. До открытия ртутных залежей в Калифорнии ртуть поступала в Европу из двух главных месторождений – испанского Альмадена и австрийской Идрии, открытой в 1490 году. Испания заложила шахты Альмадена лондонскому дому Ротшильдов, а после смерти Натана в 1836-м мировую торговлю ртутью фактически монополизировали его братья. Соломон получил в аренду ртутные копи в Идрии, проведя серию крупных сделок. Джеймс отправил своих людей в Калифорнию и Мексику закупать драгоценные металлы и организовал чеканку монет по заказам нескольких государств Европы. Цена на ртуть выросла в два-три раза, и больше всего пострадала медицина, которая без ртути в то время обойтись не могла. Из-за высокой стоимости чистой ртути, добытой в месторождениях, изготовителям лекарств приходилось переплавлять зеркала и оправы старых очков.
Несмотря на то что для испанского королевства контракты с Ротшильдами были невыгодны и приносили только убытки, сделки все равно заключались. В 1870 году был подписан договор займа на 30 лет, по которому правительство обязывалось ежегодно отправлять в Лондон на продажу по 2,4 тыс. т жидкого металла – то есть почти все, что добывали в Альмадене за год.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ПОТРЕБОВАЛИСЬ сотни лет, чтобы понять, насколько опасны игры с ртутью. При этом ртуть – не золото, но «почти золото», без которого не развивались бы мировая экономика и промышленность, а без ртутных измерительных приборов – наука и медицина. Мы многим обязаны ртути, и большая ее часть – около 80 % – была добыта в Альмадене. С начала 2000-х основные разработки в этом городе закрыты, здесь водят экскурсии, а на месте первых шахт открывают музеи.
Наука
Вероника Сурняева