я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Страх пустоты

Horror vacui, боязнь пустоты. Этим специфическим термином Аристотель описывает принцип действия Перводвигателя (он же Креатор, он же Творец), которого страх вакуума подвигает на акт Творения. Человек в своем творческом порыве исходит из тех же предпосылок, и наше чувство красоты подчинено тому же принципу. Правда, пустота здесь берется не в абсолютном значении, а в относительном: как соотношение незаполненного пространства с оформленным, как соотношение рукотворного и рационального с природным и иррациональным, как соотношение свободы и необходимости.
Страх пустоты
Наиболее наглядно эту гипотезу доказывает теория и практика архитектуры и дизайна. Во-первых, эта область изящных искусств всегда имеет пространственное решение, всегда вступает в бой с пустотой и порой этот бой выигрывает. Во-вторых, архитектура – не только застывшая музыка, как утверждал Шеллинг, но и застывшая политика, экономика, психология и социология, ибо касается всех и выражает волю общества и государства.

Итак, начнем с начала. Самыми древними из дошедших до нас архитектурных сооружений являются египетские пирамиды. Споры о том, когда именно они были построены и для каких целей, не утихнут, вероятно, никогда, но для нашего исследования это и неважно. Нам интересен момент чисто эстетический: чем являются пирамиды с точки зрения борьбы с пустотой и хаосом? Ответ очевиден: торжеством рациональности и рукотворности – ибо правильные геометрические формы есть не что иное, как сознательное, манифестное противопоставление человеческого, то есть свободного и осмысленного начала природной иррациональной стихии. Впрочем, пирамиды – лишь начало, нечто вроде основы, на которой в дальнейшем сформируется все архитектурно-дизайнерское творчество. В том же Египте намечается и развитие принципа борьбы с пустотой – в частности, в неплохо сохранившихся постройках Луксора. Там уже не просто осмысленные геометрические фигуры – там намечается прогресс в сторону декорирования, зачинаются основы дизайна. По сути, любой декор – это ведь тоже борьба с пустотой, поскольку он отвоевывает у природы и хаоса еще небольшой кусочек пространства, делая его осмысленным и упорядоченным. И здесь мы подходим к самому интересному: к вопросу, почему мы выбираем декор – двухмерный (живопись и графика) или трехмерный (барельеф, горельеф, круглая скульптура), а также членение конструкций при помощи чисто архитектурных деталей (колонны, оконные и дверные проемы, ниши). Все дело именно в противостоянии заполненности и пустоты, оформленного и осмысленного неоформленному и иррациональному. В сущности, вся история архитектуры и дизайна является глобальным противостоянием этих начал, которые можно свести к понятиям свободы (человечности) и природы (необходимости).

Пример пирамид и луксорских храмов можно распространить на все протяжение истории. Большой стиль возникает «на почве» нового элемента: греческая архитектура основана на применении каменных блоков, опирающихся на несущие опоры (колонны), римская вводит арку – гораздо более прочную конструкцию, которая в продольном развитии превращается в свод, а в радиальном – в купол. С готикой в римский свод приходит ребро (нервюра), что позволяет поднять высоту конструкции в несколько раз, а в качестве опор появляются перпендикулярные полуарки – контрфорсы. Барокко распределяет нагрузку по всей поверхности стен, благодаря чему внутренний объем и площадь окон увеличиваются. Классицизм и историзм (эклектика) подытоживают достижения прошлых эпох. Архитектура заходит в тупик, становясь либо слишком вычурной, либо слишком однообразной. И тогда начинается своего рода контрреволюция – появляется стиль модерн (югендстиль, ар-нуво), который пытается копировать природу, впервые выступив за отказ от избыточной рационализации творчества. Правда, длится это недолго – конструктивизм возвращает архитектуру туда, откуда она пошла, – в область чистой геометрии. Его последствия – новостройки – бездушные геометрические коробки, которые вряд ли у кого ассоциируются с красотой. Как же так: пройдя тысячелетия эволюции, идея заполнения и структурирования пространства к настоящему времени изжила себя? Неужели все, что нас ждет, – постепенное скольжение в хаос и иррационализм?

В действительности в современной архитектуре нет ничего фатального, просто в ней наконец-то произошло полное разделение собственно архитектурных принципов и дизайна. Архитектура постепенно умирает, а вот дизайн, вступая в священную борьбу с пустотой, берет на себя функции сотворения Красоты.
Собственно, дизайн вовсе не был изобретением ХХ века. Просто помимо больших стилей (а точнее – в недрах каждого из них) появлялось несколько локальных, сформированных национально-культурными особенностями, географией и другими составляющими.

За примерами далеко ходить не надо: взять ту же готику: тяжеловесно-мрачную – в Скандинавии и Северной Германии, торжественную – во Франции, помпезную – в Испании, легкую, светлую – в Италии (флорентийская колокольня Джотто и миланский собор). Вместе с тем, в готическом стиле все же сохраняется паритет между конструктивными, собственно архитектурными компонентами (стрельчатые окна и своды, нервюры, контрфорсы) и декоративными элементами. С приходом барокко и его финальной модификацией (рококо) декор, то есть дизайн, побеждает конструкцию. Последнее размежевание этих двух составляющих произошло в начале ХХ века, с появлением стиля модерн (ар-нуво, ар-деко) и конструктивизма. Если первое целиком относилось к области дизайна, то второе было чистой архитектурой. К сожалению, несмотря на мощный старт и обилие теоретических построений, конструктивизм недолго оставался в сфере искусства – ровно до тех пор, пока им занимались действительно выдающиеся художники – Гропиус, Ле Корбюзье, Мельников, Райт или Аалто. Кажущаяся простота их творений породила даже не эпигонство, а упрощенное копирование высоких образцов – в сущности, все свелось к возведению бесчисленных бетонных коробок (благо новые технологии позволяли создавать их быстро и дешево). И чем этих коробок становилось больше, тем дальше они уходили от основополагающих принципов красоты. Гладкие плоские стены, лишенные каких бы то ни было украшений, однотипность, безликость привели к тому, что окраины большинства городов стали не местом победы над пустотой, а именно этой самой пустотой, ужасом для глаза и души.

Несколько лет назад в нашей стране проводились психологические исследования, посвященные соотношению душевных состояний и среды обитания (прежде всего – в аспекте архитектурных особенностей этой среды). Вывод: у людей, живущих в квартирах старого фонда (с высокими потолками, в декорированных домах), депрессии случаются в несколько раз реже, нежели у тех, кто проживает в хрущевско-брежневских коробках-новостройках. Также в «спальных районах» тормозит и детское развитие (в сравнении с центральными). То есть при невероятной заполненности ими пространства, при кажущейся структурированности и оформленности именно эти коробки в действительности порождают хаос и пустоту – уже не физическую, а психическую.
Можно ли как-то изменить сложившуюся ситуацию? Разумеется, попытки эстетизировать гигантские площади уродливых новостроек практически неосуществимы. Есть, конечно, возможность в дальнейшем не повторять ошибок и пытаться строить «правильные», активно вступающие в схватку с пустотой дома. В Европе такая практика применяется активно – даже среди коробкообразных новостроек находится место для интересной архитектурно-эстетической конструкции и для причудливого дизайн-оформления. У нас, похоже, до этого далеко – вроде бы прошли времена тотального однообразия в одежде, автомобилях и архитектуре, но и новые постройки по-прежнему антигуманны и уродливы, по-прежнему несут не порядок, а хаос.

Казалось бы, решение проблемы очевидно: бежать прочь из этого каменного уродства, но ведь это неосуществимо – в силу слишком многих причин. Альтернативный вариант – не прибегая к радикальным мерам, сосредоточиться на дизайне – если не в глобальном, то хотя бы в локальном применении – создавая пусть крошечное, но все же сугубо личное, даже интимное пространство для себя и по себе. Это немного, но в этом, по крайней мере, есть если не выход из мрака уродства и душевного дискомфорта (в конце концов, являющего собой главный недуг нынешних дней), то путь к нему.

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK