я могу понять суть проблемы и найти путь к ее решению
будь собой и никому не завидуй
Борис Акулин
Все записи
текст

Юрий Гагарин и его автомашины

55 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Об этом будут вспоминать всегда. Но можно вспомнить еще и о земном транспорте первого космонавта. Юрий Алексеевич Гагарин, кроме страсти к полетам, имел еще одну – это автомобили. Их у него было несколько.

После легендарного полета в качестве служебной машины Гагарину выделили обычный ГАЗ-69 — малокомфортный военный внедорожник с персональным сержантом-водителем.



 Позже первому космонавту все-таки выделили комфортную служебную «Чайку» ГАЗ-13. А для участия в торжественных мероприятиях (парадах,
Юрий Гагарин и его автомашины
55 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Об этом будут вспоминать всегда. Но можно вспомнить еще и о земном транспорте первого космонавта. Юрий Алексеевич Гагарин, кроме страсти к полетам, имел еще одну – это автомобили. Их у него было несколько.

После легендарного полета в качестве служебной машины Гагарину выделили обычный ГАЗ-69 — малокомфортный военный внедорожник с персональным сержантом-водителем.



 Позже первому космонавту все-таки выделили комфортную служебную «Чайку» ГАЗ-13. А для участия в торжественных мероприятиях (парадах, шествиях, митингах) правительство предоставило роскошный ЗИЛ-111В – кабриолет небесно-голубого цвета. Именно на этом авто Юрий Алексеевич был запечатлен журналистами со всего мира.



Были у Юрия Гагарина и личные машины. Первыми были две машины «Волга» ГАЗ-21. Одна была подарком Леонида Брежнева, который до того, как стать Генеральным секретарем, как раз отвечал за космическую программу и распределял подарки.



Подаренная Правительством черная «Волга» ГАЗ-21 с красивым госномером «78-78 мод» по сей день находится в музее г. Гагарин.  Более полувека экскурсантам демонстрируют машину, на которой Гагарин ездил всего-то несколько недель. Эта машина оказалась жертвой некачественной  сборки Горьковского завода – поломки начались уже через десять дней. За несколько дней бесконечных ремонтов завод заменил более половины комплектующих, включая двигатель, коробку передач  и задний мост.



Не желая более испытывать судьбу, Гагарин уже на собственные средства приобрел новую экспортную модель «Волги» ГАЗ-21УС (номерной знак – «12-04 юаг») более скромного бежевого цвета, однако с множеством пафосных хромированных элементов. Большинство поездок частного характера Гагарин совершал именно на этом автомобиле.

Однако самым известным и любимым автомобилем Гагарина был компактный спорткар Matra-Bonnet Djet V.



Юрий Гагарин впервые увидел эту машину в августе 1965 года на французском салоне в Ле-Бурже. По дизайну, который разрабатывал Жак Юбэр, она опережала свое время. Возможно, поэтому машина так приглянулась Гагарину. Он долго ее рассматривал, а по некоторым данным, даже прокатился за рулем.

Руководство Matra, разумеется, заметила интерес первого космонавта к автомобилю и, недолго думая, решило подарить мировому герою этот автомобиль. Через месяц Юрия Гагарина пригласили в посольство Франции в Москве, где ему под овации журналистов и сотрудников дипломатической миссии вручили ключи от новенькой Matra-Bonnet Djet V небесно-голубого цвета.



Конечно же, на такой подарок советский космонавт согласился только с разрешения руководства страны. Так, принять подарок от французов посоветовали министры Дементьев, Смирнов и советский посол в Париже Зорин.

Машина смотрелась на улицах Москвы просто фантастически (настоящий «звездолет на колесах») на фоне продукции скромного отечественного автопрома, да и характеристиками обладала незаурядными. Машина представляла собой легкое (снаряженная масса 660 кг) 2-местное купе с элегантным пластиковым кузовом, новаторской среднемоторной компоновкой, дисковыми тормозами на всех колесах и спартанским салоном. Под капотом французской "ракеты" находился 1,1-литровый двигатель от малолитражки Renault 8. 70-сильный мотор разгонял небольшую машину до внушительных 173 км/ч. А первую "сотню" купе разменивало за 13,2 секунд.



На дорогах СССР подобное авто воспринималось сродни "летающей тарелки", поэтому, чтобы не привлекать излишнего внимания, Гагарин пользовался диковинным спорткаром крайне редко.

После трагической гибели космонавта в 1968 году, "звездная" Matra-Bonnet Djet V долго находилась на задворках Звездного городка, а позже ее приобрел литовский коллекционер Кястутис Индзюлис, который выкупил машину у жены Гагарина.

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 1 комментарий
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK