Фото: Marcus. www.flickr.com
Токио
«Три параллельных линии, одна из которых кольцевая», – так говорят, когда схема метро слишком запутана. Но еще хуже ситуация в Токийской подземке! Будучи мировым лидером по пассажиропотоку (более 3,2 млрд человек в год), она при этом остается одной из самых чистых и комфортных. Сидения в вагонах похожи на диваны, да еще с подогревом. На некоторых станциях работают гипермаркеты и абсолютно на каждой – туалеты. Билеты (на них есть и надписи для слепых) продает автомат, а на платформах дежурят специальные люди, которые заталкивают пассажиров в переполненные вагоны. Их называют осия.
Монреаль
У каждого поезда в Монреальском метрополитене есть колеса – это первая и одна из немногих подземок на планете, где поезда ходят не только по рельсам, но и по бетонной или стальной колее (вернее, сама колея является своеобразным рельсом). Путь получается очень шумным (из-за трения колес о дорожное полотно), а шины изнашиваются моментально (по той же причине). Но вагонам это дает более гладкий ход, быстрый разгон и торможение, а также легкость в преодолении крутых уклонов.
Фото: Jaime Antonio Luna. www.500px.comФото: Tristan O'Tierney. www.500px.com
Дубай
Где же еще быть самому навороченному метро? Электропоезда тут полностью автоматизированы – машинистов нет. По переходам между станциями можно не ходить – они оборудованы траволаторами. Рельсы ныряют под землю только в центре, а большая часть проходит по виадукам – едешь и любуешься видами Дубая (а вот соседей по вагону рассматривать запрещено, особенно женщин). На платформах
безопасно: пассажиры, ожидающие поезд, отделены от него прозрачными стенами с раздвижными дверьми. В вагонах есть секции для женщин и детей, а по специальным билетам, которые стоят в два раза дороже, можно прокатиться в «золотых» вагонах с особым комфортом.
И еще в Дубае находится самая большая станция метро в мире – «Юнион сквер». Из конца в конец – 20 тыс. м², это чуть меньше Красной площади.
Казань
Самому красивому метро в России уже 11 лет, и там уже десять станций, но оно по-прежнему довольно пустынно. Большая часть его пассажиров – туристы. Над дизайном каждой станции трудились не только архитекторы, но и историки, которые нарекли остановки исключительно в историческом контексте. Например, станция «Суконная Слобода» находится там, где в свое время были полотняные мануфактуры. Казанское метро признано еще и самым безопасным в нашей стране: на многих станциях есть рентген-интроскопы, как в аэропортах, и специальные «сканеры», позволяющие провести полный досмотр пассажира за пять секунд.
Стокгольм
Шведы обожают использовать природные рельефы, и с метро тоже не промахнулись. Многие подземные станции выдолблены прямо в скальной породе, которую архитекторы оставили без «окультуривания»: естественные неровности стен где-то подсветили, где-то подкрасили в стиле наскальной живописи, где-то высекли на них барельефы – и получилась «самая длинная художественная галерея в мире»: три линии, 100 станций, общая протяженность – 105,7 км.
Каир
В Африке тоже есть метро, даже два: первым было Каирское (в 1987 году), а в 2011-м открыли метро в Алжире, но оно состоит всего из 14 станций, так что подземка Каира остается единственным «полноценным» метро на черном континенте – здесь три линии (планируется шесть) и 64 станции. Представить себе Каирское метро непросто. К примеру, здесь нет очередей в кассы или к турникету – тут кто успел, тот билет и получил. Они в четыре раза дешевле московских, но сдачу с крупной купюры вам получить не удастся: кассир отсыплет цветных билетиков на все деньги, которые вы просунули в махонькое окошечко. В поездах есть женские вагоны, куда вход мужчинам строго воспрещен.
Калькутта
Первый в Индии метрополитен построили советские и немецкие специалисты, открылся он в Калькутте в 1984 году. Все эти 30 лет станций тут всего 24, и все на одной линии (правда, в планах – построить еще четыре). Интервал поездов – 15 мучительных минут (в часы пик – пять), и чтобы по прибытии состава в него попали все, на помощь приходят служащие метрополитена, которые утрамбовывают пассажиров в вагоны (совсем как в Токио). И у них хорошо получается! Очевидцы рассказывают: поезда забиты настолько, что у мужчин-туристов бытует шутка: «Был бы честнее – женился бы на индианке». Чтобы подобных ситуаций было меньше, здесь тоже существуют специальные вагоны для женщин, где иногда бывает даже довольно просторно (многие индианки – домохозяйки и почти никуда не ездят).