я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Во имя спасения автопортрета ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Гений возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) закончил свой знаменитый автопортрет к 1513 году, когда ему исполнилось уже шестьдесят лет. Художник изобразил себя красным мелом на листе бумаги размером 33 х 21 см. И именно этот рисунок стал самым узнаваемым его автопортретом. С середины XIX века рисунок храниться в Королевской библиотеке г. Турина, но до этого на протяжении нескольких веков его местонахождения было неизвестно. Леонардо да Винчи оставил в наследство свои манускрипты и рисунки художнику Франческо да Мелзи, который был его учеником  и близким соратником. Но Франческо да Мелз

 Во имя спасения автопортрета ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Гений возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) закончил свой знаменитый автопортрет к 1513 году, когда ему исполнилось уже шестьдесят лет. Художник изобразил себя красным мелом на листе бумаги размером 33 х 21 см. И именно этот рисунок стал самым узнаваемым его автопортретом. С середины XIX века рисунок храниться в Королевской библиотеке г. Турина, но до этого на протяжении нескольких веков его местонахождения было неизвестно. Леонардо да Винчи оставил в наследство свои манускрипты и рисунки художнику Франческо да Мелзи, который был его учеником  и близким соратником. Но Франческо да Мелзи не оправдал надежд своего великого учителя,  и лишь после его смерти коллекция флорентийского художника, пролежав целых пол века всеми позабытая  в пыльном сундуке, была распродана и оказалась в руках самых разных людей. В 1840 году Карл Альберт I герцог Савойский приобрел ценный автопортрет у какого-то коллекционера, и с тех пор он пребывает в Турине.

 

Несмотря на все усилия, предпринимаемые для того, чтобы приостановить процесс естественного разрушения этого рисунка, в настоящее время его состояние вызывает беспокойство. Именно поэтому команда ученых из Италии и Польши во имя спасения рисунка решила применить к нему инновационную, неинвазивную методику, которая  находится на стадии апробации и позволяет реально оценивать степень разрушения, которое претерпевает тот или иной объект, будь-то старинная книга, манускрипт или рисунок.

Согласно данным, опубликованным в журнале Applied Physics Letters, эта методика позволяет выявлять и количественно определять концентрацию молекул (так называемых хромофор), которые абсорбируют свет на старинной бумаге. Именно эти молекулы и повинны в том, что целлюлоза, главный компонент старинной бумаги, изменяет свой цвет и приобретает этот желтоватый тон характерный для старой бумаги.

Ученые уверяют, что это исследование может определить являются ли меры, применяемые для замедления процесса разрушения старинных документов эффективными или, наоборот, процесс деградации продолжается.



Для того, чтобы оценить степень поглощения света  на образцах старой бумаги ученые использовали спектроскоп. С одной стороны они исследовали образцы бумаги состаренной самим временем, как, например, автопортрет да Винчи и некоторые другие документы той же эпохи. С другой стороны, ученые искусственно состарили образцы современной бумаги, предварительно подвергнув их воздействию экстремальных условий влажности и других сред, и также исследовали их, а позже сравнили результаты двух экспериментов.

Сравнительный анализ этих экспериментов показал, что тип хромофор, обнаруженных на автопортрете да Винчи, идентичен типу хромофор на других документах той же эпохи, и также полностью совпадает с типом хромофор, выявленных на образцах современной, искусственно состаренной бумаги

На основании полученных результатов ученые утверждают, что эта технология безусловно сможет реально оценить степень сохранности любого старинного рисунка, книги или иного документа. Проводя через определенные промежутки времени такой анализ, музейные работники, занимающиеся сохранностью этих предметов, смогут определять являются ли условия, в которых они содержатся, наиболее адекватными или их надо изменить на другие более подходящие способы хранения.

 


Текст:  Ирина Осипьянц

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK