В двух шагах от Кайласа
Конечно, у геологов иное мнение – ученые считают, что Кайлас был «выдавлен» из толщи горных пород при перемещении литосферной плиты 10–15 млн лет назад. Особенности такого «появления на свет» дали Кайласу и «слоеное», ступенчатое строение (не зря его называют девятиэтажным), и зеркальный блеск его северной грани (результат скольжения), и округлость купола – к обработке такого качества должны быть приложены божественные усилия! Прибавьте к этому необычные явления, которые, по словам почитателей, наблюдаются в окрестностях, – и становится ясно, что привлекает сюда тысячи паломников, которые исповедуют разные веры (а некоторые вообще атеисты!).
Кайлас священен для четырех религий – индуизма, буддизма, джайнизма и тибетской традиции бон.
Индуисты считают, что на вершине Кайласа находится обитель Шивы – божества, которое олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала и является одним из божеств верховной триады (вместе с верховным богом Вишну и Брахмой – богом творения).
Согласно Вишну-Пуране, религиозному индуистскому тексту, Кайлас является отображением Меру – священной космической горы, центра всех материальных и духовных вселенных. Кстати, «аналоги» Меру встречаются у других народов: в христианстве это Синай, в греческой мифологии – Олимп, в синтоизме – Фудзияма, в алтайском шаманизме – гора Белуха.
Поскольку Шива балансирует между «функциями» созидателя и разрушителя, мандала Кайласа представляет собой средоточие противоположных сил: божественных и демонических, позитивного и негативного, жизни и смерти и т.д. Индус, совершивший паломничество к Кайласу, возродится в рае Шивы.
Буддисты верят, что на Кайласе обитает Будда. Точнее, четыре будды, под каждым из которых волшебный сосуд, а из сосудов вытекают четыре великие реки: Брахмапутра, Карнали, Сатледж, Инл. Гору охраняет Демчог – гневное проявление Будды. У него четыре лица, как у Кайласа.
Космология буддистов тоже соотносит Кайлас с горой Меру – помимо впечатляющих размеров, он похож на «вселенскую гору» даже внешне: находится в центре восьмилепесткового лотоса (восемь священных долин) и состоит из четырех драгоценностей (четырех сторон, или «лиц»), ориентированных по сторонам света.
Адепты джайнизма почитают Кайлас как место, где основатель религии, проповедник Махавира, достиг духовного прозрения – осознал иллюзорность мира явного.
Последователи тибетской традиции бон считают Кайлас сердцем древней страны Шангшунг, которую основал бог Тонпа Шенраб, спустившись с небес к хрустальному дворцу горного бога Гекхо. С той поры здесь живет душа бона, а Девятиэтажная Гора Свастики соединяет три мира: подземный, земной и небесный.
Для почитателей нет долга священнее, чем паломничество к Кайласу, и нет ничего прекраснее, чем… смерть подле этой святыни – это дает возможность самому стать буддой.
Но для этого мало просто прийти к Кайласу: надо совершить ритуальный обход вокруг него – кору, которая приравнивается к молитве. Одна кора снимает с вас все грехи, тринадцать – страхуют от ада на пятьсот ближайших перерождений, 108 кор высвобождают из сансары (мучительной последовательности перерождений).
Ни суровые природные условия (паломничество к Кайласу считается самым высокогорным и одним из самых тяжелых), ни отсутствие по пути условий для ночлега не останавливает верующих, которые порой преодолевают по 1,5–2 тысячи км на высоте 4000–5000 м, чтобы обойти Кайлас.
Внешняя кора имеет длину 55 км и проходит на высоте более 5000 м, включая несколько рек и снежных перевалов. Люди с опытом не только успевают уложиться в одни сутки, но и повторяют кору назавтра, и так в течение целого месяца. Самые фанатичные совершают кору ползком – на это уходит минимум 3–4 недели.
Конечно, условия не столь жестки для каждого паломника – кору можно пройти в течение трех дней, останавливаясь на ночлег в гест-хаусах при монастырях, которые встретятся по пути. И даже двигаясь не самостоятельно, вы не сгорите на месте – первый белый человек, обошедший Кайлас (шведский путешественник Свен Хедин), спокойно преодолел кору верхом на яке. Правда, такой вариант не засчитывается за паломничество. Но яки ходят вокруг Кайласа и сейчас – в основном перевозят багаж иностранных туристов. Местные паломники все несут на себе. Вещей у них не так много – религиозные атрибуты, «набор для обеда» (деревянная чашка и мешочек ячменной муки, которую смешивают с водой и едят), – но многие приносят с собой камни (!), из которых в пути выкладывают пирамидки, посвящая их местным божествам. Некоторые паломники, готовясь к посещению Кайласа заранее, выбивают на больших плоских камнях священные тексты и приносят эти скрижали с собой, оставляя вдоль маршрута коры.
Конечно, самая первая кора, как любой первый опыт, вряд ли откроет вам всю глубину физических и духовных ощущений – обычно она носит ознакомительный характер, позволяет ощутить все природные, «внешние» особенности путешествия. Но последующие визиты (а если они состоятся – значит, знакомство с Кайласом не было случайностью) должны стать дорогой к духовному перерождению.
Как мы сообщали читателям, в мае этого года журнал «ММ» запланировал участие в экспедиции к Кайласу. И возможно, сейчас, когда вы читаете эти строки, наши коллеги читают священные мантры на каменных плитах, двигаясь по маршруту коры… Кстати, программа максимум этого путешествия довольно сложна – она включает не только внешнюю кору, но и внутреннюю (более короткий, но куда более сложный путь, к которому допускается далеко не каждый).
О подробностях этого паломничества мы надеемся узнать совсем скоро. Пока же известно, что наши путешественники увидят Манасаровар и Ракшас Тар – «озеро живой воды» и «озеро мертвой воды», посетят пещерный город монастырей бон Дункар, которому уже 12 тысяч лет, и еще более грандиозный пещерный город Бонпо, который старше Дункара на три тысячелетия, увидят Серебряный дворец долины Гаруды, пещерный город йогов… и многое, многое другое.Коротко
Юлия Александрова