я могу быть собой
Мыслить высокими категориями единства, без привычной дуальности
Анастасия Филатова
Все записи
текст

Между жизнью и смертью

У подножия горы Кайлас протокой объединены два озера. Согласно древним тибетским текстам добуддийского периода, воды «озера жизни» Манасаровар и «озера смерти» Ракшас Тал символизируют единство двух начал – Инь и Ян. Такой имидж создали природные условия и характеристики воды в этих источниках.
Между жизнью и смертью
Эту фотографию сделал астронавт Скотт Келли с борта МКС. На ней изображено замерзшее озеро Ракшас Тал в Гималаях. Фото: NASA/Scott Kelly, flickr.com/photos/nasa2explore

Манасаровар расположено в провинции Нгари уезда Пуранг, на высоте 4587 м над уровнем моря. Это одно из самых высоких озер мира – Манасаровар символизирует силы света, выступает в легендах и рассказах источником чистоты и ясности. Почему озеро «живое»? Потому что все 20 млрд м3 воды в нем – пресные. Это редкость для Тибетского плато, усеянного по большей части солеными озерами.

Совсем рядом – Ракшас Тал, творение демона индуистской мифологии Раваной. Изогнутое озеро на карте – символ силы ночи. Легенды находят отражение в многочисленных названиях озер: «Манас» – слово санскрита означает «разум» или «сознание», а «Ракшас» – «демон», так что Ракшас тал в прямом смысле называется «озером демонов». Его часто штормит, в нем не водится рыба и нет водорослей. Причина – такая же, как на Мертвом море: уровень солености. В озере расположены четыре острова. Зимой местные используют их под пастбища, когда водоем замерзает.

Озеро Ракшас Тал (слева) и озеро Манасаровар (справа), commons.wikimedia.org

Результаты экспедиции в регионы озер Тибета и горы Кайлас, представленные в национальном Рериховском комитете, указывают, что «манасаровар» переводится с хинди как «озеро, рожденное из сознания Брахмы». Также употребляют вариант тибетского произношения – Мапхам Юмцо, или Тсо Мапхам – «непобедимое озеро бирюзового цвета». Он стал применяться после победы буддизма над коренной религией Бон, которая господствовала в Тибете до XI века. В священное озеро Манасаровар, олицетворяющее, согласно индуистским верованиям, чистейшее сознание творца мира, впадает 12 рек – сакральное в тибетской философской мысли число. Паломники акцентируют особое внимание на том, что объединяет озера «жизни и смерти», «света и тьмы» именно тринадцатая по счету подземная река Ганга Чху.

Озеро Манасаровар. Фото: Jean-Marie Hullot, commons.wikimedia.org 

Древнейшие религии наделяют гору Кайлас и ее окрестности сверхъестественной силой и считают местом наполнения духовной энергией. Озера Манасаровар и Ракшас Тал тоже функционируют как энергетические накопители – индусы совершают в них ритуальные омовения. Озера находятся на стыке гигантских литосферных плит, на месте разлома, и связаны с глубокими слоями Земли. Подтверждает это горячий источник, бьющий со дна Манасаровар. Он находится в 2 км к югу от Чиу – священного монастыря. Чиу построен на крутом холме, так что кажется, будто высечен прямо в горах. Всего вокруг Манасаровара находится 9 монастырей. 

Монастырь Чиу на холме. Фото: Ryan G, flickr.com
В 2010 году во время экспедиции путешественника и кандидата физико-математических наук Сергея Балалаева на просторах Ракшас Тал были обнаружены добуддийские археологические памятники – уникальные неисследованные острова. Обнародованные ранее манускрипты свидетельствуют о том, что эти острова были культовым центром самого могущественного женского божества – Драблай Гьялмо, королевы воинственных духов.
В мае 2020 года Индия открыла новую автомобильную дорогу протяженностью 80 км в рамках проекта геостратегических пограничных дорог между странами до гималайского перевала Липулех на границе с Китаем и до Кайласа-Манасаровара в Тибете. Так что теперь паломникам еще проще добраться до «мест силы», а простым туристам – утолить любопытство. Правда, местные жители и власти региона просят помнить, что для некоторых предгорья Кайласа священны, и не забывать об этом при посещении озер.

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK