Мал телом, да велик делом
Американский ученый Джастин Шмидт решил испытать на себе укусы более 150 насекомых и составил список самых болезненных. По его шкале боли от 0 до 4 тропический муравей-пуля жалит на 4+: «Как будто идешь по горящим углям, и раскаленные гвозди впиваются в пятки...» Боль, сравнимая с пулевым ранением, не проходит 24 часа.
На Борнео живут муравьи-камикадзе Colobopsis explodens: когда на колонию нападают, они сжимают мышцы брюшка и «взрывают» себя, опрыскивая агрессора клейким ядом.
Рыжие муравьи Флориды оказались «охотниками за головами»: они убивают более крупных собратьев и пополняют коллекцию «черепов» в муравейнике, съедая только тело.
Инфицированные грибком-паразитом фуражиры «берут больничный» и не контактируют с муравьями из других каст, чтобы не заразить сородичей – особенно королеву, ценных рабочих и нянек, которые из-за «карантина» перетаскивают яйца в глубь гнезда.
Африканские муравьи после осады термитников лечат своих «раненых солдат»: если в бою «воин» теряет пару конечностей и при этом может опираться на оставшиеся, он привлекает внимание товарищей феромонами или нарочито хромает – его переносят в гнездо и зализывают раны. Каждый пятый боец в колонии остается без одной-двух лап, но выживает.
У муравьев-невидимок нет своих рабочих, поэтому они крадут личинки соседей, пользуясь химической маскировкой. А муравьи-детоубийцы тоже похищают чужие личинки, но не для порабощения, а для съедения.
Эксперименты в лаборатории показали, что муравьи не хуже птиц и обезьян могут приспособить для своих нужд незнакомые им «орудия труда» - например, переносить воду в гнездо с помощью кусочков губки.
Нашествие муравьев на Техас в 2008 году напоминало извержение вулкана: муравьи «текли» повсюду, пожирая провода и компьютеры, вызывая короткие замыкания, выводя из строя счетчики, сигнализацию и даже насосы очистных сооружений. Они опустошали улья, уничтожали посевы и фруктовые сады. Пресса окрестила их «бешеными муравьями Рэсберри» - по имени техасца, который первым их обнаружил.
«Рассматривая жизнь муравьев, их обширные сообщества, тщательно устроенные жилища и дороги, их владение домашними животными, а в некоторых случаях даже и рабами, нельзя не признать, что по своей разумности они имеют полное право занимать место сразу же после человека». (Джон Леббок «Муравьи, пчелы и осы», 1898)
Коротко
Вероника Сурняева