Мафия
ЧТО: «Мафия».
ГДЕ: арт-центр «Квадраты», ведущий Дмитрий Остапенко.
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: оптимально – 10.
ЦЕЛЬ: остаться в живых и вычислить врага. Или остаться в живых и замочить врага – в зависимости от образа.
ПРАВИЛА: игроки по очереди вытягивают карты, благодаря которым определяется их роль в игре – мирного жителя или мафиози. Кому-то из мирных жителей везет (или «везет» – у всех разное отношение) быть Доктором, Комиссаром, Путаной или Маньяком. Игра делится на два основных этапа – день и ночь. Ночь – время, когда Мафия просыпается, чтобы узнать, с кем в этот раз придется «идти на дело», и, скооперировавшись, избавиться от одного из мирных жителей. После Мафии просыпаются прочие важные персоны, чтобы выполнить свои обязанности, о которых ниже. Днем бодрствуют все игроки, проводя время в обсуждениях и спорах, цель – выяснить, кто здесь «плохой», и доказать, что ты не представляешь никакой опасности (даже если представляешь).
РОЛИ:
Комиссар. Ночью проверяет одного из игроков и получает ответ на немой вопрос: он Мафия? Ведущий подтверждает или опровергает догадку жестом. Эти знания помогают Комиссару днем в обсуждениях.
Путана. Играет за Мафию. Ее задача – в течение дня выявить активных Мирных жителей (Доктора, Комиссара, Шерифа) и ночью, проснувшись по команде ведущего после Мафии, указать Ведущему на одного из игроков. Если Путана попала верно, то данный активный Мирный житель теряет свои способности (лечить, проверять, стрелять) в эту ночь.
Доктор. Активный мирный житель. Задача Доктора – попытаться угадать, кого могла убить Мафия, и спасти его. Он указывает Ведущему на любого из игроков (в том числе себя). Если Доктор указал Ведущему на игрока, в которого ночью стреляла Мафия, то убийства не происходит, и выбранный игрок продолжает игру.
Маньяк. Одинокий внекомандный стрелок. Ночью убивает одного из игроков. Выигрывает, когда остается в городе один. Для победы Маньяку выгодно держать в городе баланс сил.
Оборотень. Мечтает стать Мафией. Пока Мафия в игре, Оборотень на стороне города и определяется как мирный. После того как вся Мафия выбыла, он становится новой Мафией со всем ее функционалом. Побеждает, когда остается один.
Судья. Активный мирный житель. Ночью просыпается по команде ведущего и специальным жестом показывает Ведущему – вешать или помиловать игрока, которого горожане решили повесить днем на голосовании. Задача Судьи – попытаться понять, правильно ли сделал город, повесив того или иного игрока, и, в случае если Судья считает повешенного мирным жителем, вернуть его к жизни.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ: прежде в «Мафию» я играла пару раз, совершенно не понимая, что происходит, и соответственно не получая никакого удовольствия. У остального состава дорогой редакции были схожие настроения – кто-то всячески пытался откосить, кто-то таки откосил – поэтому нужное количество народа мы добирали в короткие сроки среди знакомых.
Настроение улучшалось медленно, но верно – первой ласточкой стал чай с пирожными, который для нас приготовили представители «Квадратов». Ведущий Дмитрий Остапенко объяснил правила игры, точнее, ее лайт-версии, и мы начали. В первую же ночь меня, самого мирного из всех возможных мирных жителей, убили. С одной стороны, это было достаточно обидно, но с другой – неплохой опыт, потому что, зная роли, ты следишь за игроками и выявляешь линии поведения. Короткой строкой хочу высказать фи дорогой редакции – убивать своего в первую же ночь, это так очевидно, что даже неудобно. Изобретательнее надо быть.
Наверное, играть было бы не так интересно, будь все участники игры знакомы между собой –проводя дни, вечера и поздние вечера вместе, мы достаточно хорошо изучили особенности друг друга. И, например, совершенно не удивлялись тому, что редактор Юлия молчит, впрочем, совсем не подозрительно, будучи как мафией, так и мирным жителем, а редактор Люба, замолчав, сразу себя выдала, хоть и пыталась прикрыться пирожным.
В этой игре сразу видно, кто и как к кому относится, выявляются скрытые мотивы и мысли – скажем, то, что лично я все время подозревала в мафиозности главного редактора, говорит… Ну, о чем-то говорит. Хотя личное отношение – симпатия или антипатия – скорее мешает, чем помогает в игре. Надо быть беспристрастным и подозревать абсолютно всех – даже человека, который тебя в данную минуту яростно защищает. Действительно, чего это он?
Сказать, что мне понравилось, это примерно то же самое, что сказать: «этот кирпич, упавший мне на ногу, причиняет некоторые неудобства». Я заразилась стихийно и, скорее всего, надолго. Ты сразу начинаешь смотреть пристальнее, слушать внимательнее и даже обращать внимание на интуицию (наверное, у кого-то она все же не такая бестолковая, как моя). И это длительный эффект, который не проходит сразу после того, как закончилась игра. Прочие представители дорогой редакции, насколько я знаю, тоже остались довольны. Хотя редактор Юлия так и молчит.
За время, проведенное в «Квадратах», мы успели сыграть три раза – и прогресс был налицо. Если в первой и второй игре мирных жителей бесславно убивали и обвиняли в причастности к мафии, то в третьей добро наконец-то победило. В последний раз мне повезло быть не рядовым мирным, а Доктором, и как нормальный эгоист я, в особенности помня предыдущий опыт скоропостижной кончины, спасала себя при каждом удобном случае. Кстати, именно это и помогло нам выиграть в последней игре.
К сожалению, побыть в роли преступного элемента в этот раз мне не удалось, хоть и безумно хотелось узнать, насколько я способна обманывать, притворяться и отводить от себя подозрение. Зато выяснилось, что среди дорогой редакции есть люди, которые умеют это делать. Полезное знание, как ни крути.
Текст: Альмира Муратова
Коротко
Машины и Механизмы