УРАВНЕНИЕ ТЕСЛЫ
В 1968 году английский писатель Джон Браннер в книге «Всем стоять на Занзибаре» описал будущее Америки 2010 года. Расовое неравенство там еще остается проблемой, но чернокожие уже занимают властные позиции (президент страны в книге – африканец по фамилии Обоми); террористические атаки стали глобальной угрозой, Детройт превратился в город-призрак, где на руинах фабрик придумали электронную музыку, гомосексуализм необычайно моден, а единственным средством передвижения стали электромобили. Правда, Браннер видел главными поставщиками таких мобилей Honda и General Motors – Илон Маск в 1968-м еще даже не родился, а его Tesla и подавно.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ появился еще до двигателя внутреннего сгорания (подробнее можно почитать в «ММ» № 12 за 2015 г. – Ред.). Вернуться к этой идее в 1970-х производителей заставили скачки цен на нефть и экологические проблемы. Но электромобили так и не стали личным транспортом массового пользования. 130 км преодолевал без подзарядки Detroit Electric в 1907 году – как и современные BMW i3 и Volkswagen Golf с электрическим двигателем, выпущенные в 2013-м. Из списка выбивается только Tesla Model X, который смог проехать 426 км на одном заряде.
Электрокар на подзарядке. Фото: cress-Dale Photo Co. blogs.loc.gov
Тем временем проблему подзарядки, мешающую электрокарам заменить машины с ДВС, еще 120 лет назад решил американский миллионер Джон Джейкоб Астор IV: он описал «электрические фаэтоны» и заправочные станции для них в книге «Путешествие в другие миры: роман грядущего». Воображаемые мобили Астора управлялись вручную небольшим колесом, а Маск обещает собрать полностью автономные электромобили. Такие машины появились в 1990 году в фильме Пола Верховена «Вспомнить все» (по рассказу Филипа К. Дика 1966 года). Фильм дает раннее изображение того, что будет однажды широко используемой технологией, но более точно к картинке, которую рисует нам Маск, приблизился мобиль из фильма 2004 года «Я, робот» по мотивам одноименного цикла Айзека Азимова. В этом кино «снялся» Audi RSQ – футуристичный концепт-кар, прототип автомобиля будущего.
Было бы солнце. Фото: www.dikiy.me
МАСК НЕ ТОЛЬКО ВЫПУСКАЕТ
электромобили, питающиеся солнечной энергией, но и готовится перевести человечество на солнечные батареи. Немыслимую для начала века картинку солнечной электростанции описал еще в 1911-м фантаст Хьюго Гернсбек в романе «Ральф 124С 41+»: «Высадились они на огромной равнине, на которой стояли двенадцать чудовищных метеобашен высотой по 1500 футов. Эти башни расположены были в форме шестиугольника, внутри которого находились гигантские гелиодинамофоры, то есть генераторы солнечной энергии. Вся территория в 20 км² была покрыта стеклом. Под массивными квадратными стеклянными плитами помещались фотоэлементы, которые преобразовывали солнечную энергию непосредственно в электрическую». А использование солнца для движения транспорта было осмыслено только через 30 лет – Роберт Хайнлайн описал это в повести «Ковентри»: «Это была чрезвычайно мощная машина, легко управляемая и почти вечная. Она получала энергию от шести солнечных батарей, расположенных на выпуклой крыше». Годом позже Айзек Азимов предвосхитил появление солнечных панелей в космосе – в рассказах «Логика» (где его постоянные персонажи Пауэлл и Донован оказываются на космической станции перед сеансом передачи солнечной энергии) и «Последний вопрос» – там также затронута тема использования безграничной энергии на Земле. В реальности эра солнечных батарей началась в лаборатории Bell Telephone в 1954 году, когда сотрудники компании обнаружили, что кремний более чувствителен к свету, чем селен, и собрали первые кремниевые батареи. Через три года СССР, а затем и США запустили первые спутники с использованием солнечных батарей – Авангард-1 и Спутник-3. Кремниевые солнечные батареи стали главным источником энергии для космических кораблей и орбитальных станций.
А домашние источники энергии придумал Клиффорд Саймак в романе «Кольцо вокруг Солнца» (1952 год): «В доме установлен солнечный генератор… Он круглый год снабжает дом электроэнергией». И в 2015-м Tesla Motors представила домашние аккумуляторы для накопления солнечной энергии, а в 2016-м – новую модель батарей, встраиваемых в крышу: они не изнашиваются благодаря прочному стеклу в панелях и дают мощность, достаточную для освещения и отопления четырехкомнатного дома. Этим летом, когда началась установка, Маск заявил, что солнечная черепица будет дешевле обычной.
ПОЛДЕНЬ НА МАРСЕ
Мысль Илона Маска о том, что человечеству нужно стать мультипланетарным видом, чтобы избежать исчезновения, тоже пришла прямиком из научной фантастики. Если точнее – из космической оперы. Наш путь освоения космоса начался с разработки гелиоцентрической системы мира, которая зародилась в Древней Греции, но принята была в 1543 году, когда Коперник обнародовал результаты своих трудов в книге «О вращениях небесных сфер». Гелиоцентрическая система породила идею космических путешествий, и впервые человек появляется на Луне в повести Иоганна Кеплера «Somnium», написанной на латыни в 1609 году. Чтобы попасть в Университет Тюбингена, нужно было пройти конкурс работ, и Кеплер предложил трактат о том, как может выглядеть Земля с Луны. Жюри признало работу «недостаточно академической», и в университет Кеплера не взяли. Через 16 лет он отредактировал этот трактат, и получилось первое в истории научно-фантастическое произведение. Лишь через 50 лет Ньютон заложил теоретические основы космонавтики, сформулировав закон всемирного тяготения и три закона движения. Уже более правильный с точки зрения небесной механики полет описал Жюль Верн в романах «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны».
СЛЕДУЮЩИМ МАСШТАБНО описал идею освоения космоса Константин Циолковский. В заметке «Планеты заселены живыми существами» он разрешил парадокс Ферми гипотезой зоопарка: «Должно прийти время, когда средняя степень развития человечества окажется достаточной… Не пойдем же мы в гости к волкам, ядовитым змеям или гориллам…» Такой город-зоопарк вне пространства и времени показали Стругацкие в романе «Град обреченный»: он населен миллионом человек, вырванных из разных эпох для загадочного Эксперимента. А в цикле «Мир полудня» братья создали высокоразвитую расу «прогрессоров», призванных способствовать развитию отставших цивилизаций. Вероятно, гипотеза Циолковского повлияла и на Илона Маска, который пытается вывести человечество на невиданную ранее ступень – Марс.
ПЕРВЫЙ РОМАН В ЖАНРЕ космической оперы написал Перси Грег в 1880 году: фантаст изобрел инопланетный язык и ввел понятие «астронавт». В книге «Через Зодиак» описывалась гражданская война между марсианами, считавшими себя единственной расой во Вселенной. Продолжил тему Эдгар Райс Берроуз с его «Марсианскими хрониками», а к Берроузу уже отсылает роман «Аэлита» Алексея Толстого (1923), главный персонаж которого, инженер Лось, организовывает экспедицию на Марс и обнаруживает там цивилизацию из Атлантиды. Впервые роман появился в журнале «Красная новь» с подзаголовком «Закат Марса». В это время Роберт Годдард в США запустил первую ракету на бензине и жидком кислороде, а Вернер фон Браун в Германии собрал знаменитую V-2 – первый рукотворный объект в космосе, достигший в суборбитальном полете высоты 176 км. В 1952 году он опубликовал книгу «Марсианский проект» – по сей день это самое авторитетное руководство по космическим путешествиям.
КОРОЛЕВ ТОГДА уже проектировал автоматические межпланетные аппараты и в 1957 году запустил первый искусственный спутник Земли. За «Спутником-1» последовал «Эксплорер-1» фон Брауна, завербованного США, и за время «холодной войны» в космосе появились люди, многоместные корабли, искусственные спутники Юпитера, Сатурна, Меркурия, на Луне и Венере закрепились флаги СССР, а на орбиту направились станции «Салют-1» и «Мир».
В XXI веке Илон Маск подхватил эстафету Королева и фон Брауна и поднял планку до космического туризма и земных колоний на Красной планете: началась эра коммерческого освоения космоса. Парадокс Ферми Маск решает по-своему – цивилизации гибнут раньше, чем успевают научиться перемещаться на дальние расстояния, а однопланетная популяция всегда под угрозой исчезновения. Чтобы такого не произошло с землянами, он поставил цель удешевить космические полеты в десять раз и основал компанию SpaceX.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, откуда пришла разработанная ею ракета-носитель Falcon-9, способная осуществлять мягкую посадку первой ступени? С советских экранов! Вертикальную посадку на плавучую платформу выполнял космический корабль «Родина» из фильма Александра Козыря и Михаила Крюкова «Небо зовет» 1959 года. Платформы для Falcon называются Of Course I Still Love You и Just Read the Instructions. Так Маск отсылает к «Игроку» Иэна Бэнкса из цикла «Культура» (1988) о содружестве космических цивилизаций, где наступил галактический коммунизм, а искусственный разум приравнен к человеку. Бэнкс описывал мир Полудня, придуманный братьями Стругацкими в книге «Полдень, XXII век» – они, в свою очередь, выбрали название как ответ на «Рассвет – 2250 от Р. Х.» Андре Нортона. Это утопия, в которой сверхцивилизация Культуры победила болезни, обуздала скорость света, построила «обиталища» в космосе и организовала службу Контакта с остальными цивилизациями – и вот ее экспедиционные корабли назывались Of Course I Still Love You и Just Read the Instructions.
Это не первый раз, когда Маск открыто обращается к фантастике: первый марсианский корабль он собирается назвать Heart of Gold – в честь корабля, управляемого Зафодом Библброксом в романе Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике».
ГИПЕРПЕТЛЯ ИЗ КОСМОСА
В 1888 году Мишель Верн, сын того самого Жюля Верна, написал рассказ «Курьерский поезд будущего», в котором отправил героя внутрь изобретения полковника Пирса. Это были два гигантских цилиндра, соединяющие Европу с Новым Светом. «Трубы состояли из отдельных кусков – каждый длиною в три метра – и были ввинчены друг в друга, скреплены тройным железным панцирем и покрыты гуттаперчевым чехлом, – писал Мишель. – По трубам планировалось с необыкновенной быстротой пускать вереницу вагонов, движимых давлением воздуха, подобно тому как в Париже пересылаются депеши с помощью пневматической почты». Поезд проходил 4000 км от Бостона до Ливерпуля за какие-нибудь два часа и 40 минут.
МОЖЕТ БЫТЬ, ПРОТОТИПОМ полковника Пирса стал Генри Пинкус, который в 1835 году запатентовал идею поезда, движущегося в тоннеле с разреженным воздухом по принципу пневмопочты. Идею передвижения автомобилей в вакуумной трубе на основе магнитной левитации высказал неназванный читатель Scientific American, опубликовавший в 1909 году заметку в журнале. Он подсчитал, что так можно преодолеть 305 км от Нью-Йорка до Бостона за десять минут и четыре секунды. Автором заметки оказался американский пионер ракетной техники Роберт Годдард, и после его смерти среди бумаг нашлись наброски вакуумного поезда, который двигался со скоростью 1600 км/ч, поддерживаемый магнитами.
Первые эксперименты по перемещению тела в вакуумной трубе за счет электромагнитного поля поставил Борис Вейнберг в Томском технологическом институте в 1910-х годах. А в 1956 году поезд будущего появился в комиксе геофизика и океанографа Ательстана Спилхауса «Наш новый век», который выходил по воскресеньям на полосах Boston Globe. Выглядит поезд ровно так же, как и Hyperloop Илона Маска. Таким же транспортом пользовались персонажи книги Ларри Нивена «Мир вне времени» в 1976 году: «Вагон двинулся вперед и вниз. Ощущение было, как на американских горках… Секунд тридцать вагон двигался под наклоном, потом в теле возникло ощущение тяжести, а тоннель принял горизонтальное положение». Поезд Нивена преодолевал 800 км в час и продолжал набирать скорость; двигал его гравитационный линейный ускоритель в вакуумном тоннеле.
В августе этого года компания Маска Hyperloop One во время испытаний разогнала прототип капсулы XP-1 только до 309 км/ч. Поскольку это единственная компания, построившая полноразмерную тестовую систему, испытание признано пока самым высокоскоростным. Но в теории (а в случае с Илоном Маском это означает «в перспективе») технология XP-1 позволит капсуле разгоняться до 1223 км/ч.
НЕВРАЛЬНОЕ КРУЖЕВО ПРОТИВ ФРАНКЕНШТЕЙНА
Персонажи Олдоса Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» победили старение еще в 1931 году, и идея использовать технологии для совладания со смертностью воплотилась в многочисленных разработках искусственного интеллекта. Но все это время фантасты видят в нем технократического Франкештейна, механизм, который может поработить создателя. В 1942 году Айзек Азимов разработал этические системы для ИИ, в частности, неспособность роботов нанести вред людям. И все же знаменитый сборник «Я, Робот» завершается рассказом «Разумный конфликт», в котором ИИ фактически захватывает мир. В одной из заключительных сцен персонаж говорит: «Подумайте только, с этого момента всех конфликтов можно будет миновать. Неминуемы теперь только машины!»
Первым объединил мозг и машину американский ученый Эберхард Фетц в 1969 году, соединив с циферблатом нейрон мозга обезьяны – она перемещала стрелку. Этот нейрокомпьютерный интерфейс дал начало современным медицинским разработкам для пациентов с двигательными нарушениями. Сейчас ученые Университета Питтсбурга управляют роботизированной рукой с помощью сигналов, записанных в мозге, а исследователи Стэнфорда этими сигналами считывают, какое действие хочет совершить парализованный пациент, что дает возможность беспроводного использования планшета.
В 60-Х ГОДАХ СТЭНЛИ КУБРИК совместно с фантастом Артуром Кларком разработали сценарий для «Космической Одиссеи 2001 года», основываясь на рассказе Кларка «Часовой», и получили одноименные роман и фильм, в которых на примере бортового компьютера HAL 9000 предупреждали людей о неминуемом господстве ИИ. А потом Станислав Лем написал цикл повестей «Кибериада», где почти все персонажи были потомками роботов, сбежавшими от своих создателей; люди для них были мифическими существами. Все эти идеи закрепились в образе Скайнета, искусственного интеллекта, перешедшего в сильное состояние с обретением свободы воли в «Терминаторе» Джеймса Кэмерона.
Скайнет порабощает мир. кадр из фильма "Терминатор".
ИЛОН МАСК ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ не доверяет и называет его «попыткой вызвать дьявола». Neuralink – последняя компания, основанная бизнесменом от фантастики, – разрабатывает мозг-машинный интерфейс, который так усовершенствует человеческий мозг, что он сможет противостоять механизированному.
Идею «нейроленты», вживляемой в мозг, Маск позаимствовал из цикла романов Иэна Бэнкса «Культура»: тот описывает общество, где почти вся работа выполняется роботами, а искусственный интеллект значительно превосходит органический вид. Люди живут сотни лет, соседствуют с Дронами – машинами с интеллектом, равным человеческому, а космические корабли и искусственные миры управляются Умами – машинами, чей интеллект уже ставит человека в позицию муравья. Умы – это доброжелательные боги: они следят, чтобы люди и Дроны были счастливы и пребывали в безопасности. Но, несмотря на эту идиллию, некоторые герои Бэнкса недовольны жизнью и начинают задумываться, представляют ли они из себя нечто большее, чем питомцы Умов. Представители сверхцивилизации у Бэнкса пользовались «невральным кружевом», имплантируемым в детстве через кровеносный поток, – оно растет и окружает мозг, действуя как соединение Wi-Fi, и позволяет людям общаться между собой и с Умами, воскрешаться после физической смерти. По сути, Neuralink Илона Маска разрабатывает то самое «невральное кружево» – беспроводной, бесшовный интерфейс, вживленный между человеческим мозгом и ИИ по кровотоку через яремную вену (это решает проблему имплантированной электроники, которая вызывает рубцевание ткани и изнашивается). Сроки создания Маск оценивает в четыре-пять лет. А пока – продолжает читать книги.